Главные по евроинтеграции

Главные по евроинтеграции

Фото: УНИАН

У Украины нет более надежных и перспективных союзников в евроинтеграции, чем собственные дети.

Международный день защиты детей и День защиты детей в Украине 1 июня будет сказано много пафосных и общих слов о том, что дети – наше будущее, и о них надо заботиться. Будет чтение стихов. Может, кто-то споет песни из мультфильмов. Ничего нового не предвидится. Тем временем наиболее закономерным мероприятием в этот день был бы, пожалуй, многотысячный бессрочный митинг с принятием манифеста за права детей.

Именно украинским детям предстоит встать на защиту европейских ценностей. Именно им придется иметь дело с агрессией российских оппонентов, которых сейчас массово выращивают в российских школах.

Для них будет другая битва и, по всей видимости, она будет даже тяжелее, чем сейчас, во время войны. Речь об идеологическом и экономическом противостоянии. Сменится противник. Сегодня это инертная толпа российских телезрителей, поддерживающая режим своей пассивностью, а его агрессию – равнодушием и отсутствием солидарности к его жертвам. Эту толпу можно переключать. Пульт управления – по ту сторону экрана, у идеологов кремлевского телевидения. Если сменится канал или сломается телевизор – толпа едва ли растерзает виновника.

Гораздо сложнее видится противостояние с выросшими российскими детьми, которым сегодня на коляски и велосипеды крепят георгиевские ленточки – те, что в цивилизованном мире ассоциируются с российской агрессией в Украине. Детям постарше промывают мозги на уроках истории и так называемых классных часах, рассказывая им о несостоятельности Украины и процветающем в ней фашизме, о превосходстве России и ее великой миссии противостоять всем, кто его не признает. На переменах в этих школах слышны популярные теперь ругательства – "хохол", "украинец". А в домашних беседах дети всерьез интересуются, почему "хохлы распоясались", ведь "русские спасли их в Великой Отечественной войне". Такие дети сами пишут гадости в комментариях под видео Джамалы – бесплатно и искренне, в отличие от наемных троллей. И таких детей в России немало.

За их мозги и души в России борются всерьез. Из нынешних российских детей пытаются вырастить не пассивных, а активных сторонников режима. Они беззащитнее и уязвимее взрослых. Они не помнят перестройки и свободных 1990-х. Сколько из них смогут противостоять психологическому давлению, исходящему отовсюду?

И именно с ними, российскими детьми, которые росли с георгиевскими лентами в кулачках и учебниками истории с кремлевскими фантазиями о вечном величии, придется сосуществовать повзрослевшим украинским детям, именно от них защищать европейские ценности...

Антитеза агрессии и тирании – свобода и любовь. Формируются они, как ни странно, на детской площадке. Когда окрики родителей там слышны громче детского смеха, счастливых детей, готовых бороться за свободу, вырастает меньше. А кто такие эти вырастающие счастливые свободные дети? Не что иное, как другое название гражданского общества.

То и дело со всей Украины появляются новости о насилии в отношении детей. Логопед избивает пятилетнего мальчика; пьяная мать бьет двухмесячного младенца; бывший спецназовец побоями воспитывает несовершеннолетнюю дочь; пятилетний ребенок впадает в кому от побоев отчима – это лишь некоторые из украинских новостей за май. Такое насилие, к счастью, исключение из правила. Однако это не единичные случаи. Подобные случаи повторяются из месяца в месяц. Наказание за домашнее насилие в Украине – административный арест до семи суток или, при повторном акте насилия, до 15 суток – не останавливает агрессоров. И причина не только в небольших сроках.

Акты явного физического насилия – это лишь верхушки айсберга. Что спрятано под водой? Под водой находится тренд, социокультурная норма, согласно которой ребенок поражен в правах, его голос не учитывается, а окрик и шлепок в отношении него считается допустимым.

Нормированное, ползучее, тихое, часто не осознаваемое как таковое насилие коварно. Оно совершается часто с благой, казалсь бы, целью – "чтоб привыкал к порядку", "чтобы знал, что мир не идеален". Эта болезнь не знает границ, ей много веков, а постсоветское тоталитарное наследие – благодатная для нее почва.

Французский философ Мишель Фуко полагал, что этим насилием поражено все общество. Отношения "власть-подчинение" отравили совершенно все его институты. Поэтому ни одна война, ни одна революция не становится окончательной, мир постоянно нарушается. Отравленные запретами дети становятся не гражданами, а инертной или, что еще страшнее, агрессивной толпой несчастливых.

Ползучее психологическое насилие затрагивает психологию ребенка и потому не менее опасно, чем явные репрессивные акты.

Был такой ученый, общественный деятель и педагог в Великобритании – Александр Нилл. Всю свою жизнь он посвятил поиску ответа на вопрос:

Почему из года в год, из века в век одна война сменяет другую, убийства и насилие не прекращаются, гомофобия и национализм процветают, а люди – каждый в отдельности и все вместе, как единое человечество – не становятся счастливее?

Он нашел ответ: системная ошибка закладывается в детстве. Приучая ребенка не задавать вопросы, не пачкаться, не шуметь, не бегать, слушаться, делать то, что скучно, "но нужно", не считаясь с его мнением, контролируя его тотально, родитель, как правило, не желая ребенку зла, зачастую отбивает у него охоту к тому, чтобы быть счастливым. Считая себя лучше, умнее ребенка, считая его своей собственностью, такой родитель заполняет детское подсознание запретами, страхами и комплексами, которые мешают ему нести ответственность за свою жизнь и делать ее прекрасной. А подсознание, как доказал Фрейд, влияет на человека сильнее, чем сознание: подсознательно он делает выбор гораздо чаще, чем сознательно.

Нилл доказывал свою теорию в созданной им в 1920-е годы и процветающей по сей день экспериментальной школе "Саммерхилл", где голос ребенка был не менее важен голоса взрослого, где с мнением детей считались настолько, что даже не заставляли их посещать занятия – доверяя им самим решать, когда и что нужно учить. Туда приводили "трудных" детей – лжецов и задир – и малолетних преступников. В свободе и любви они становились замечательными добрыми людьми, полными желания жить счастливую жизнь в согласии с окружающими и тяги к знаниям. Доказательства собраны в книге Нилла "Воспитание свободой".

Вовсе необязательно уподоблять все украинские школы "Саммерхиллу", чтобы вырастить сильных и счастливых граждан.

Достаточно для начала признать, что нет ни одного депутата ПАСЕ, ни одного мирового лидера, который был бы более верным и перспективным партнером Украины в вопросе евроинеграции, демократизации и отражения российской агрессии, чем украинские дети.

Считаться с ними как с равными, задавать вопросы, а не заучивать ответы, поощрять не послушание, а свободу, сделать защиту прав и свобод детей приоритетом долгосрочной государственной политики – это один из лучших, если не самый эффективный вклад в развитие европейского правового государства.

Одним словом, есть чем разбавить детские "утренники" 1 июня и каждый день после него.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Воспитание детей
Следующая публикация