Джамала: начало или конец?

Джамала: начало или конец?

Фото: Reuters

Или что власть может и должна сделать для того, чтобы победа на "Евровидении" помогла и всей Украине, и крымским татарам.

Первая радость от победы украинско-крымской певицы на "Евровидении-2016" уже прошла, и теперь самое время задаться вопросом: каково значение этого события. Вернее - будет ли оно иметь какое-то значение.

Щелкнуть лишний раз по носу всю российско-ватную публику и лично Путина, конечно, приятно. Но ведь это удовольствие для подростков – если оно не приведёт к каким-то реальным политическим результатам, не продвинет вперед дело борьбы с российской агрессией и возвращения Крыма, не поможет мобилизовать на конкретные действия Запад, все еще держащий в своих руках ключи от российской экономики.

Честно говоря, тут возникают очень большие сомнения.

Да, шестисотмиллионная (именно столько зрителей собирает "Евровидение") аудитория узнала, что есть такой народ как "крымские татары". Который когда-то, в далёком 1944-м году, Сталин подверг геноциду и депортации. Часть этой аудитории узнала также, что и сегодня татары подвергаются репрессиям со стороны режима Путина, отнявшего у Украины их историческую Родину – Крым.

Но ведь через пару дней в памяти у большинства из этих шестисот миллионов данная информация окажется заслоненной новыми событиями из новостной ленты и перестанет вызывать какие-то эмоции.

Превратиться в конкретное политическое действие, принести конкретный пропагандистский и политический результат победа украинской певицы сможет лишь в том случае, если украинское государство в лице своей дипломатии и политического руководства приложит к этому конкретные усилия

Украина для этого должна произвести ряд действий:

- выдвинуть, эмоционально опираясь на песню-победительницу Джамалы, конкретные требования к оккупационному режиму и мировому сообществу касательно прекращения репрессий крымских татар и вообще граждан Украины в Крыму;

- использовать крымско-татарский вопрос, историю многовековых, начиная с Екатерины Второй и кончая Путиным, притеснений, депортаций и убийств крымских татар русской властью как один из основных аргументов в пользу незаконности пребывания Крыма под русской оккупацией;

- начать систематическое ознакомление мировой общественности с трагедией крымско-татарского народа.

Займется ли всем этим украинская власть?

Новому украинскому государству досталась от скончавшегося Советского Союза в числе прочих и проблема депортированного и наполовину уничтоженного коренного народа Крыма. И за все годы независимости, вплоть до самого последнего времени, правительство Украины всеми силами старалось не замечать эту проблему. Не была выработана даже концепция ее решения, не говоря уже о конкретных шагах в этом направлении.

Украинская власть за все двадцать с лишним лет после распада СССР почти ничего не сделала для крымских татар, составлявших на момент аннексии более 12% населения полуострова. По ряду аспектов и вовсе велась политика дискриминации.

Крымские татары так и не были признаны в независимой Украине коренным народом, не имели статуса народа-изгнанника, пострадавшего от сталинских репрессий. Со стороны официального Киева не было никакой финансовой или организационной помощи процессу их возвращения на историческую Родину.

Не было государственной поддержки развития татарской культуры и языка. Не была разработана программа реабилитации крымских татар, компенсаций за незаконно отнятое имущество возвращения на родную землю. Более того, все годы независимости власть Украины как могла препятствовала возвращению крымскими татарами земель, которые им принадлежали до момента депортации, и официальному закреплению этого статуса.

Не было никаких преференций ни татарскому национальному бизнесу в Крыму, ни представительству этого народа в местных органах власти. Наоборот, татар дискриминировали: Меджлис (парламент) не был признан официально, с точки зрения украинских властей его вообще не существовало. Тема создания татарской автономии не обсуждалась.

Примечательно, что в первые же недели после оккупации российская власть пообещала крымским татарам все то, что за двадцать с лишним лет не смогла, точнее, не захотела дать татарам украинская власть. Крымские татары, народ с давней историей государственности и с, так сказать, сильным государственным инстинктом, просто проигнорировали эти посулы, понимая, что верить Путину нельзя ни на йоту. И действительно, очень скоро Москва смерила обещание пряника на удары кнута, все авансы были забыты, обещания нарушены. Но характерно, что Кремль попытался играть на данном поле, и не исключено, что эта карта будет вытащена кремлёвскими шулерами вновь.

Киев же так и не выработал стратегию решения крымско-татарского вопроса. В последний год в этом направлении начали совершаться лишь какие-то разрозненные шаги, но всё это производится как-то судорожно и бессистемно.

Концепция отношения украинской власти к крымско-татарскому вопросу, что делать в этом направлении сегодня и что будет делаться после возвращения Крыма – в Украине как не было, так и нет. Ни сами крымские татары, ни остальные жители Крыма, ни вообще граждане Украины, ни её западные и южные (в первую очередь я имею в виду Турцию) партнеры так и не получили об этом ни малейшего преставления.

Понятно, что проблема эта крайне непростая. И оккупация Крыма сильно затруднила ее решение. Но это возможно. Прежде всего, необходимо гармонизировать интересы и законные требования крымских татар с интересами других жителей Крыма, в том числе и потомков тех, кто бы переселён советской властью на земли депортированных. Задача эта не самая легкая.

Многочисленный мусульманский тюркоязычный народ должен быть признан в качестве коренного и включен в этом качестве в и без того сложную этно-религиозную карту Украины - еще одна сложная задача.

Встанет вопрос и дальнейшей репатриации крымских татар на историческую Родину. А ведь в Турции проживает сегодня, по различным оценкам, от трех до шести миллионов потомков изгнанников и беженцев из Крыма - крымских татар. Общины в несколько десятков тысяч человек имеются в Узбекистане и Румынии.

Все это создаёт непростой вызов украинской государственной машине, да и всему обществу. Украинская власть долго игнорировала этот вызов. Искусно делая вид, что крымские татары как бы есть, но одновременно их как бы и нет.

Но заниматься такой ментальной акробатикой далее уже нельзя. Тем более что использование крымско-татарского фактора в своей политике принесёт Украине много очков.

Это и возможность выстраивания союзов с многомиллионным тюркским миром. Напомню, что в мире насчитывают двадцать четыре тюркских народа (а со всеми этносами и субэтносами – восемьдесят шесть). Их численность – 170 миллионов человек. Тюрки в настоящее время имеют 6 независимых государств (Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан) и двенадцать территориальных автономий (из них девять – в России).

Это и укрепление связей с Турцией, ведь в Турции сегодня проживает много больше крымских татар, чем в самом Крыму. А турецкое руководство неоднократно обещало делать все возможное для защиты интересов крымских татар (Эрдоган, правда, проигнорировал свои же общения, но это уже другая проблема).

Но, в первую очередь, это шанс на серьезное усиление позиций Украины в пропагандистском противоборстве с Москвой относительно оккупации Крыма.

Важную роль в системе международного права занимает понятие "право на самоопределение". И правительства, и простые люди на Западе готовы его поддерживать и даже идти для этого на какие-то жертвы, связанные с санкциями против его нарушителей. Народ, который действительно борется за это свое право на независимость или автономию и достойное существование, может рассчитывать на поддержку мирового сообщества. Но ведь многие в мире видят, что большинство населения Крыма относится к украинской власти достаточно недружественно. Единственный народ, который украинская дипломатия могла бы использовать как козырь для возвращения Крыма – это крымские татары. Народ, который реально страдает от русской оккупации, который является коренным в Крыму. Ни тогда, когда Крым был под властью Украины, ни сейчас этот козырь не разыгрывался. Если бы Украина педалировала тему татар как вопрос выживания коренного народа, можно было говорить о жестких западных санкциях против России в поддержку прав репрессированного народа и вообще прав человека в оккупированном Крыму.

Но "обыграть" триумфальную победу Джамалы Украина сможет лишь тогда, когда представит и себе, и миру четкую программу отношений украинского государства и крымско-татарского народа, его реабилитации, ликвидации последствий геноцида, программу гармоничного включения крымских татар в структуру государственного организма Украины.

Без этого великолепная песня Джамалы в политическом плане останется, увы, лишь пустым звуком.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация