Движение маятника

Движение маятника

Фото: Reuters

Результаты президентских выборов в Молдове – это тревожный звоночек для исполнительной власти страны.

Избирательный марафон-2016 закончен. Граждане Болгарии и Молдовы избрали президентов своих стран. До этого были парламентские выборы в России, Грузии и Черногории, референдум в Азербайджане и, конечно, выборы президента США, за которыми весь мир следил, затаив дыхание. Последние – действительно могут повлиять на судьбы мира.

Так почему же нас должны интересовать, кого избрали президентом Молдовы? Ведь Молдова – это парламентская республика и пост президента достаточно символичный. Всё это так, да не совсем. Результаты президентских выборов – это показатель тренда. Электоральный цикл в Молдове, как и во всех других постсоветских странах, где есть зачатки демократии – это маятник. Да и вообще демократия – это всегда маятник. Сначала люди выбирают одних политиков, потом разочаровываются в них и выбирают других.

Причем это не только на постсоветском пространстве, в западных странах происходит то же самое: левые сменяют правых и наоборот. В тех же Соединенных Штатах после восьми лет либеральной администрации Барака Обамы приходит Дональд Трамп – консерватор, изоляционист, республиканец (хотя и не классический). Ещё более показательный пример Болгарии. Здесь мы имеем точно такую же ситуацию, что и в Молдове. После нескольких лет тотального господства правых, на выборах побеждает кандидат от левых. Генерал Румен Радев, который не скрывает своей любви к России и теплого отношения к Путину, победил на президентских выборах. Ему проиграла прозападный кандидат Цецка Цачева. И хотя Болгария тоже парламентская республика, премьер-министр страны Бойко Борисов уже заявил о своей отставке – в стране будут новые парламентские выборы. Значит ли это, что Болгария сейчас быстренько выйдет из НАТО и ЕС и начнет стучаться в двери созданных Россией  Евразийского экономического союза (ЕАЭC) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Конечно, нет. Есть политические реалии, которые являются обстоятельствами непреодолимой силы. Никто из болгар из Североатлантического блока или Евросоюза выходить не собирается. Но продемонстрировать таким образом свое недовольство политикой Брюсселя – это всегда пожалуйста. Кроме того, пару недель назад президент Турции Реджеп Эрдоган в числе приоритетов защиты интересов турецкой нации назвал Западную Тракию, область входящую в Грецию и граничащую и с Турцией, и с Болгарией. Кроме собственно турок, в Западной Тракии живет большая община помаков, болгар-мусульман. Поэтому эта проблема достаточно болезненно воспринимается болгарским обществом, так что самое время напомнить об этом НАТО. Этим и будет заниматься Румен Радев.

Политические реалии – вещь упрямая. Тот факт, что часть территории Молдовы оккупирована российскими войсками, никто не отменял. Борьба за умы и сердца избирателей идет на поле подходов к решению этой и многих других проблем. Каким путем лучше преодолеть проблемы в экономике, решить социальные вопросы, восстановить территориальную целостность? Путем интеграции с Европой, вплоть до вхождения в состав Румынии, или путем попыток договориться с Москвой? Опыт прошлого ничему не учит избирателя. То, что проблему Приднестровья не удалось решить в 90-е года даже коммунисту Владимиру Воронину, никак не повлияло на сегодняшний выбор молдавских избирателей. Маятник постоянно движется.

Так что делать трагедию из-за результатов выборов в Молдове точно не стоит. Это исторический процесс, другое дело, что лично мы в этом историческом процессе ограничены по времени. Приход Игоря Додона к власти пока никак не сможет поменять отношения Молдовы ни с Россией, ни с Украиной, так как президент не определяет внешнеполитического курса страны. Но он может оказывать определенное сопротивление инициативам парламента. Вопрос в том, насколько будет сильным это давление.

Результаты этих выборов – это тревожный звоночек для исполнительной власти Молдовы. Если они не сумеют что-то кардинально поменять и вновь завоевать доверие избирателей, то придут новые силы. В истории независимой Молдовы при власти были и коммунисты. Это как в Тарасе Бульбе: "Ну що, синку, допомогли тобі якось ці ляхи?". Не помогли. Приднестровье осталось Приднестровьем. Оксюморон заключается в том, что в Приднестровье запрещены выборы президента, а в Молдове выбирают пророссийского кандидата. На ситуацию в этом непризнанном государстве выборы могут повлиять чисто психологически – Москва решит, что у нее есть шанс получить какие-то преференции, и обязательно постарается сделать все для этого. Ожидание может затормозить естественные процессы ухода империи, но никак не сможет остановить их. Рано или поздно России придется уйти из Приднестровья, как и из Абхазии, Южной Осетии, Донбасса и Крыма. То, что должно было произойти, не произойти не может. Вопрос лишь в том – когда и какой ценой. 

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация