Дон Рэба из Стамбула

Дон Рэба из Стамбула

Фото: Reuters

Цель Ердогана - это не политический ислам, а государство, где господствует Реджеп Ердоган.

"Он вдруг повернулся и рванул гобелен, висевший за его спиной. Открылось широкое окно.

– Смотри!

Румата подошел к окну. Оно выходило на площадь перед дворцом. Уже занималась заря. В серое небо поднимались дымы пожаров. На площади валялись трупы. А в центре ее чернел ровный неподвижный квадрат. Румата вгляделся. Это были всадники, стоящие в неправдоподобно точном строю, в длинных черных плащах, в черных клобуках, скрывающих глаза, с черными треугольными щитами на левой руке и с длинными пиками в правой".

Эрдоган – это такой Дон Рэба из "Трудно быть Богом" Стругацких, воплотившийся в начале 21-го века на Ближнем Востоке.

Когда Эрдоган только пришел к власти, и начал свою борьбу за преобразование Турции, все думали, что он исламист и строит государство политического ислама.

Сейчас становится всё более ясным, что это не так. Эрдоган действительно реформирует страну и создает нового турецкого человека и новое турецкое общество.

Но целью турецкого лидера является не политический ислам – а фашизм с исламским лицом.

То, во что Эрдоган превращает светскую кемалистскую Турцию - это будет не общество политического ислама – ни иранского, ни саудовского, ни талибского,  ни игиловского типа. Во всех этих исламистских странах поострено общество, следующее законам шариата – в том, конечно, виде, как понимают шариат люди, захватившие там власть. Люди, которым не удалось захватить там власть, обвиняют своих противников в том, что шариат у них фальшивый, но это уже другая история. Но во всех исламистских странах или вся власть (как в Иране и на территориях, находящихся под контролем Талибана и ИГИЛ), или ее значительная часть, как в Королевстве Саудовской Аравии, принадлежит именно тем, кто этот шариат интерпретируют, мусульманским ученым-улемам. Но не государство шариата является целью Эрдогана.

"Человек нации", как называют Эрдогана сторонники, не собирается ни с кем делиться властью. Цель Эрдогана – это не государство, где господствует шариат, но государство, где господствует Реджеп Тайип Эрдоган, без каких-либо соправителей, государство его абсолютной власти, где шариат и ислам вообще – не более чем обертка. 

Эрдоган строит свой вариант фашизма. Фашизм с исламским уклоном и в исторических антуражах Великой Османской Империи.

Самая близкая историческая аналогия – южный, относительно мягкий фашизм итальянского, португальского или латиноамериканского типа (не путать фашизм с нацизмом!).  Коррупция, массовые репрессии при захвате власти в центре страны и точечные репрессии потом, война на колониальных окраинах (в случае Турции – это Курдистан), где постоянно происходят массовые репрессии, риторическая ненависть к загнивающему и умирающему Западу, Великий Вождь – спаситель Отечества. Разве что, экономическая политика в турецком варианте будет более удачной, больше свободы для бизнеса и меньше госкапитализма – но и то, на первых порах.

Социальная опора – те, кого в советской литературе опасливо и презрительно именовали "лавочники" – мелкий бизнес, владельцы маленьких мастерских и магазинчиков, квалифицированные рабочие. Этот социальный слой с начала 20-го века и до послевоенного времени был ведущим на Западе, именно он являлся опорой и диктаторских, и демократических европейских режимов. Ныне в США и Европе он уже исчез как значимая сила – но с конца 90-х годов 20-го века этот слой вышел на первый план в начавшей экономический прорыв Турции. Именно он привел к власти Эрдогана и поддерживает его на плаву.

Эрдоган, в свою очередь, тщательно "окучивает" эти социальные группы, направляет их развитие в нужное ему русло.

В стране сознательно нагнетаются антизападные настроения. Вот что подконтрольные правительству СМИ и мечети стараются вложить в головы населения – отрицательное отношение к Западу, США, Израилю, восприятие Англии и Франции как колониальных держав, неприятие Запада и его ценностей, восхваление великого прошлого Турции, риторику о "достойном месте в мире". 

Согласно опросу, проведённому авторитетным турецким университетом в начале 2016 года, 39% турок рассматривают США в качестве источника угрозы.

Общественная поддержка членства страны в ЕС и НАТО падает с каждым годом.

Эрдоган стал премьер-министром в марте 2003. И если в 2004 году за членство в ЕС выступали 73% турок, то через десять лет его правления в пользу членства Турции в ЕС высказались лишь 44% турецких респондентов.  

Последовательно ликвидирует Эрдоган и политические свободы.

Турецкий лидер превращает политическую систему страны в систему своей личной диктатуры.

Политиков-конкурентов или арестовывают, или вынуждают бежать из страны. Парламент Турции в мае лишил треть своих членов от оппозиции депутатской неприкосновенности — их ждут судебные разбирательства по обвинению в "терроризме".

Оппозиционные журналисты в тюрьме или под прессом цензуры. Разгром независимой прессы был завершён весной этого года, когда власти захватили издательство крупнейшей оппозиционной газеты Zaman и показательно приговорили многих  журналистов к длительным срокам заключения за, якобы, пособничество террористическим организациям.

Репрессии коснулись и тысяч офицеров турецкой армии, включая самых высших. Почти все генералы, в лояльности которых лично у Эрдогана есть хоть малейшие сомнения, отправлены в тюрьму или отставку. Однако армия все еще оставалась единственным институтом, который находился вне личной власти Эрдогана.

Против всего этого выступили заговорщики. Их программа включала ликвидацию всех антидемократических законов и властных институтов, возврат к полноценному парламентаризму и политике независимости от религиозной верхушки государства, диалог со всеми политическими силами и восстановление международного авторитета страны.

Однако то, как был осуществлен военный переворот, вызывает много вопросов.

Создается такое впечатление, что последние годы Эрдоган сознательно толкал своих противников на крайние меры, убеждал всех, кто не разделяет его взгляды: никакого иного пути, кроме как силового захвата власти для противодействия превращению страны в диктатуру Эрдогана не осталось.

Бежавший от Эрдогана в Америку его бывший союзник  Фетхуллах Гюлен — известный мусульманский проповедник, видный богослов и лидер общественного движения "Хизмет", которого Эрдоган поспешил объявить организатором путча, уже сказал: "последние события в Турции - спектакль. Так перевороты не делаются". Госсекретарь США Керри прямо назвал дезинформацией официальную турецкую версию о заказчиках переворота: "заявления Эрдогана о причастности США – ложь".   

Турецкие власти оказались полностью готовы к перевороту, очень быстро подавили его и незамедлительно начали глобальную зачистку по только им известному списку нелояльных.

Директор Центра изучения современной Турции, тюрколог Ильшат Саетов, отмечает странности этого путча. Ни один из крупных политиков - ни Эрдоган, ни премьер-министр, ни кто-либо из министров - не были арестованы, хотя их местоположение заговорщики знали. Почти все телевизионные каналы вещали с первой минуты в пользу правительства, "хунта" не догадалась прервать вещание двух спутников, был отключен только один канал TRT. Полиция арестовывала вооруженных до зубов военных, что очень странно, потому что военные гораздо лучше вооружены. Вертолеты стреляли трассирующими пулями по парламенту, в котором не было никого, кто принимал бы решения. В небе летали истребители, но Эрдоган благополучно и вполне официально приземлился в аэропорту Ататюрка.

Главные военные чины молчали все время. По официальной версии начальник генштаба, главкомы ВВС и ВМФ находились в заложниках, но другие оставшиеся на свободе верные правительству высшие командиры никаких заявлений вообще не делали. Это выглядит очень странно. Они не сделали заявлений ни в поддержку, ни в противодействие путча.

Вся эта несогласованность и хаотичность действий участников заговора порождает ощущение, что перед нами  либо переворот, организованный очень глупо и неумело, либо провокация, когда те, кого заговорщики считали своими руководителями, сначала побудили их действовать, а потом оставили без поддержки.

Через несколько часов после начала событий, прибыв в Стамбульский аэропорт, Эрдоган назвал случившееся "милостью Аллаха".

Эрдоган говорит в аэропорту: "Эти действия - большая милость Аллаха для нас". (Текс по-турецки в кадре). Комментарии излишни.

Начинается волна массовых репрессий.

6000 человек уже задержано, и министр юстиции заявил, что число арестованных будет расти.

Конституционный совет Турции (то есть, опять же, Эрдоган) заявил, что  рассмотрят вопрос о возвращении смертной казни. Её в Турции отменили в 2002 году. До этого заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, казнили через повешение.

Сдавшихся на Босфорском мосту военных публично выпороли.

Зачистку армии Эрдоган начал уже давно. Сейчас она будет закончена, станет безжалостной и тотальной. Арестован целый ряд видных военачальников, включая командира базы ВВС Инджирлик, на которой складированы ядерные бомбы и которая используется американскими ВВС. Сама база блокирована и обесточена. Арестованы и командующие ключевых Второй и Третьей армий, генералы Адем Худути и Эрдал Озтюрк.  Вторая армия отвечает за охрану границы Турции с Сирией, Ираком и Ираном. Третья армия является крупнейшим подразделением турецких вооруженных сил и дислоцирована на границе с Грузией и Арменией.

В августе в Турции должен был состояться высший военный совет. Эрдоган требовал убрать со своих постов офицеров, которых он подозревал в нелояльности, но Генштаб отказывался это сделать. Теперь Эрдоган сделает с армией все, что захочет.

Эрдоган использует переворот для полного подчинения судебной системы. Через несколько часов после подавления путча молниеносно было отстранено 2745 судей, и Эрдоган заявил, что многие из них будут арестованы, уже задержаны 426 судей и прокуроров.

С этого момента мы будем наблюдать процесс создания совсем другой Турции — Турции, о которой давно мечтал Эрдоган.

Его руки, как считает этот, сделавший поразительно удачную политическую карьеру, бывший футболист – теперь полностью развязаны.

Эрдоган ещё покажет себя. Не столь существенно, помог ли сам Эрдоган организовать этот переворот, просто заранее знал о его подготовке и не предотвратил, или все оказалось неожиданным. В любом случае, он использует пролившуюся на улицах турецких городов кровь по полной программе.

"Пр-рошу! – сказал дон Рэба лязгающим голосом.– Смиренные дети господа нашего, конница Святого Ордена. Высадились сегодня ночью в Арканарском порту для подавления варварского бунта ночных оборванцев Ваги Колеса вкупе с возомнившими о себе лавочниками! Бунт подавлен. Святой Орден владеет городом и страной"…

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация