Что делать с Донбассом "после"

Что делать с Донбассом "после"

Фото: Getty Images

Самое трудное ждет Украину после возвращения оккупированного Востока – придется сделать трудный выбор.

По прошествии двух лет с начала АТО кажется очевидным, что мы обязательно сможем вернуть оккупированные территории Востока – ведь мы этого очень хотим, ведь на передовой за эту землю борются лучшие из нас. Да и вообще – все это просто не может быть зря. Но сможем ли мы вернуть людей Востока – в этом многие сомневаются. Все чаще звучат вопросы, а стоит ли Украине в принципе возвращать Донбасс. Не из-за крови и пота, которые еще предстоит пролить, не из-за разрушенной 90-ми и войной инфраструктуры, требующей миллионы на восстановление. Из-за людей, которые там живут. Некоторые доходят до рассуждений о том, что землю вернуть-то конечно нужно, иначе все зря, а вот местных половину пересажать, половину лишить гражданства и выдворить. Другие впадают в иную крайность – понять и простить. Но ни первый, ни второй вариант не дают ответа на вопрос – а после как жить, и как быть уверенными в том, что не будет АТО 2.0? Да и кем мы будем, если хоть один из вариантов применим.

По больному месту

Константиновка, Донецкая область. Город, где я провела первые 19 лет своей жизни. Город всего в 46 км от Славянска, захваченного боевиками 12 апреля 2014-го. Дальше боевики активно продвигались в сторону Донецка. Друзья и знакомые, которые живут в Константиновке, рассказывали – из всех государственных и негосударственных организаций единственной, кто открыто выступал за Украину и против молодчиков с автоматами и флагами несуществующей страны, была местная частная газета "Провинция". Ни финансирующаяся из горбюджета газета "Знамя индустрии", ни местные власти, ни горожане на события в Славянске и Краматорске никак не реагировали – по крайней мере публично. 23 апреля неизвестные забросали "коктейлями Молотова" редакцию газеты – внутри все выгорело дотла. А 28 апреля боевики захватили Константиновский горсовет и вывесили флаг "ДНР". Нашлось немало горожан, которые пришли поддержать оккупацию. А особо вдохновленные женщины даже носили борщи "нашим ребятам".

Константиновке повезло больше, чем Славянску – она пробыла в оккупации чуть больше двух месяцев, ее не бомбили, небольшие бои были только на подходе к городу, в ходе которых город и был освобожден. После захвата Ясиноватой Константиновка и Константиновский район стали крайними перед линией разграничения, за которой начинается оккупированная территория. В городе дислоцируется 81-я аэромобильная бригада, много военных из других подразделений и мирных граждан, которые сбежали от ужасов "ДНР"/ "ЛНР". Немало и тех, кто приезжает получить вторую – уже от Украины – соцпомощь и заодно запастись продуктами украинским же ценам. Они прекрасно знают, какая жизнь за "линией" и, в общем-то, не скрывают.

Изменилось ли что-то в настроениях горожан за уже почти два года после освобождения? Местные активисты говорят, что кардинально – нет. Те, кто был за Россию, "ДНР" или "Новороссию" – остались при своем мнении. Сторонятся военных. Пересекаясь с ними, угрюмо проходят мимо или же натянуто улыбаются (а вдруг что-то знает), провожая ненавидящими взглядами, когда те повернутся к ним спиной. Когда ветер доносит звук канонады со стороны Донецка, говорят – "ой, наших бьют". И, конечно, следят за событиями с помощью Киселева и других из Останкино.  Ждут, когда флаг "ДНР" снова появится на крыше горсовета. Но не показывают этого в открытую – ждут, когда "их ребята" с автоматами придут, тогда можно будет и посмелее стать. Те, кто за Украину – Украину и поддерживают. Эти в основном боятся еще больше, потому что в сильном меньшинстве. Что до газеты "Провинция", которая, как и прежде, активно выступает за Украину, то, как мне рассказали друзья, не так давно ее снова подожгли – на этот раз обошлось только дверями.

В Константиновке – не уникальная ситуация. Она кардинально не отличается ни в освобожденных городах, ни в оккупированных, ни в тех городах Востока, которым посчастливилось избежать захвата.

Константиновский завод "Автостекло". Там выпускали более 200 видов продукции, изобрели новый высокопрочный сорт стекла и стройматериал ситалл. В таком состоянии с 90-х почти все заводы города / Фото: urban3p.ru
Уже два года многие мучаются вопросом, как так вышло, что льющийся из Кремля яд так пришелся по вкусу, почему так легко поверили, почему так легко отказались от того, чем, казалось, жили последние 24 года. Ответ далеко и глубоко искать не надо. Те, кто ездил на Донбасс до войны и ездит во время войны, не могут различить, какие разрушения были оставлены 90-ми, а какие – снарядами. К большей части городов Востока можно ставить приставку "умирающий", и ни к одному – "развивающийся". Распад Союза нанес сокрушительный удар по мощной промышленности региона и самоощущению людей, в нем живущих. Большинство заводов были выкуплены и обанкрочены местными бонзами, переместившимися позже в Донецк, а оттуда в Киев. Гиганты, на которых люди работали целыми семьями и поколениями, пошли на металлолом. Их скелеты занимают огромные площади, и теперь лишь пугают горожан своими скалящимися разбитыми стёклами окнами.

Людям стало нечем гордиться. Они растерялись, ими воспользовались, но никто не помог. Помочь самим себе им оказалось не под силу. Другим да, а им нет. Они делали один неправильный выбор за другим, держась за то, что уже потеряли – былую славу и былые достижения. Кажется, эта растерянность, которая овладела ими и которую они не смогли перебороть, передается детям. Всеобщая апатия и безразличие заканчиваются только на пороге собственного дома, в который они пытаются вложить все заработанное. С каждым годом все больше молодежи уезжает из агонизирующих городов и сел за образованием, работой и просто нормальной жизнью. Усилия тех немногих, кто остается и хотят что-то изменить, чаще всего тонут в болоте безысходности. На самом деле людям на Донбассе нет дела ни до каких кокошников, лаптей, матрешек, триколора и сверхдержавия. Просто Путин воспользовался их слабостями – желанием быть нужными, растерянностью, страхом перед будущим,  нарисовав удобную и понятную для них картину из прошлого.

Не варианты и варианты

Но представим тот светлый момент, когда Путин оставил в покое Донбасс, а украинская власть готова принимать серьезные решения и реализовывать их. Допустим, Россия забрала с Донбасса всех своих "отпускников". Но в Украине остаются наемники, прибывшие в основном из России, но и также прибывшие из других стран. Они Путину ни к чему, так что как бы им того не хотелось, он их не заберет. Хорошо, всех лиц с гражданством не Украины мы выдворим сами – имеем полное право. Но в итоге все равно остаются миллионы украинских граждан возрастом всех возрастов обоих полов, большая часть которых тем или иным способом поддерживала террористов – кто борщами, кто походом на "референдум", кто деньгами, кто подстрекательством, кто информацией, кто оружием.

Выдворить их из страны, лишив гражданства – не вариант потому, что, во-первых, это негуманно, во-вторых, они же не испарятся в воздухе – возникнет гигантская проблема апатридов. Создать которую, даже если бы Украина решилась на такие кардинальные меры, Запад нам просто не позволит. Задержать всех, кого можно обвинить в сепаратизме и пособничестве сепаратистам просто невозможно – на это не хватит ни ресурсов полиции и прокуратуры, ни ресурсов судов, ни ресурсов тюремной системы. В конце концов, ресурсов бюджета – статья о сепаратизме предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет, а значит, все эти годы всех осужденных нужно будет кормить и одевать.

Так что же, понять и простить? Конечно, нет. Более того, это противопоказано. Никогда еще безнаказанность не способствовала осознанию своей неправоты и раскаянию. Речь не о травле, ни в коем случае – это худшее, что можно сделать в такой ситуации. По большей части у жителей Донбасса нет злости, агрессии и ненависти к Украине, ее ценностям и символам – есть непонимание, страх потерять что-то привычное, выйти за ограниченные, приевшиеся, но такие родные рамки. Есть и последствия украинизации 2004-2005 годов, которая была проведена так, что вызвала у жителей Донбасса массу негативных эмоций. Никакой информационной кампании, просто закрытие русских классов, исчезновение учебников на русском, исчезновение документации на русском. Нельзя забывать, что во время Голодомора более половины населения Востока погибло. И как заново заселялся Донбасс людьми со всего Союза, но в основном все же из России, которые приезжали туда сами заработать на активно строящиеся заводы-гиганты, и которых отправляла туда Москва из мест не столь отдаленных. Чтобы уж наверняка и духу украинского там не осталось. Поэтому многие люди действительно не знали украинского, а на протяжении всех лет независимости у них, собственно, и не было в этом необходимости. А тут вот Россия со своим русским, защитой и "все как раньше". Просто он нарисовал картину мира, которая показалась им близкой и уютной.

Но в конце концов в большинстве своем люди Донбасса самые обычные люди, которые хотят достатка, благополучия, иметь хорошую и любимую работу, иметь возможность хорошо отдыхать в перерывах между трудовыми буднями, давать все необходимое своим детям.

И что же делать? Ответ уже давно есть, и он давно опробован другими странами, болевшими сепаратизмом. Есть нюансы, но принцип один – "мягкая сила". Основывается он на том, что никого нельзя силой заставить что-то или кого-то полюбить. Возненавидеть можно заставить, полюбить – нет. Так уж люди устроены.

Поэтому после того, как граница на Востоке снова будет восстановлена, Украине и украинцам нужно будет сделать следующее.

1. Каждому воздать по заслугам. Тех, кто помогал Украине – по телевизору показать, грамоты и благодарности от президента/премьера/главы ОГА вручить. Не граждан Украины выдворить в максимально короткое время. Граждан Украины, кто сдавал позиции украинских военных сепаратистам, кто пытал, кто убивал, кто принимал участие в захватах зданий, похищениях, был чиновником в "ДНР"/"ЛНР" - задержать, провести открытые суды, осудить. Для остальных этого будет вполне достаточно и заодно отобьет охоту во что-то подобное пускаться. Также предложить возможность добровольно отказаться от гражданства Украины, дать им компенсацию за их недвижимость или какие-то подъёмные, и отпустить – в дорогую из сердцу Россию. От этого Украина только выиграет.

2. Немедленно и прочно отключить российское ТВ, просмотр его в интернете также заблокировать. Не толерантная мера, но в данном случае жизненно необходимая. Также устранить из украинского информ и культпространства пропаганду Путина его преданными поклонники из числа российского шоу-биза. При этом вкладывать деньги и силы в украинскую культуру. В Украине есть и люди, и ресурсы для сьемок качественных фильмов, передач, с музыкантами вообще прекрасно – им просто нужно дать место на радио, концертах и музыкальных каналах, куда они просто не могут пробиться из-за завесы российских денег. Организовывать и спонсировать фестивали украинской музыки и культуры, в том числе на Донбассе – там есть прекрасный Святогорск как минимум.

3. Сделать украинскую науку действительно украинской – вкладывать украинские деньги в разработки и технологии во всех сферах, при этом украинизировав саму науку. До сих пор научная терминология во всех областях остается русифицированной или же становится англоязычной.

4. Сделать украинское образование украинским. Оставить русские классы, как и крымско-татарские, болгарские, армянские где это нужно, но с углубленным изучением украинского. И в целом обучение должно быть на украинском. В ВУЗах – без выбора. Хочешь получить высшее образование – будь добр, знай державну мову. И конечно, переписать школные программы по украинской литературе, убрать протрет грозного Шевченко из каждого класса, чтобы после у выпуска у детей не вырабатывалось стойкое отвращение к украинской литературе.

5. Восстанавливать Донбасс. По-настоящему. Не только от разрушений войны, но и от разрушений 90-х. И параллельно провести мощную информационную кампанию под, например, лозунком "Будь справжнім Українцем, допоможи відновити Донбас!", "Будь настоящим Украинцем, помоги восстановить Донбасс!", "Дали истинските украинци, да помогне за възстановяване на Донбас!". И заодно предложить хорошие зарплаты и квартиры – в новых домах, которые будут построены. Нет ничего лучше, когда чувство патриотизм и готовность помочь Родине подкрепляется достойной благодарностью со стороны государства.

6. Организовать и активно продвигать программу "пожить в гостях" для детей с Востока – как проживание в Украине, так и за границей. Также сделать доступными поездки в лагеря в другие регионы и за границу. Если кто и способен изменить мировоззрение старших поколений людей Донбасса, так это их дети.

7. Организовать бесплатные курсы по обучению украинскому языку, а также английскому для взрослых. Сопроводить хорошей информационной компанией с хорошим слоганом и визуализацией. А кто будет хорошо учиться – тем путевка в горы, в Париж (какая женщина не хочет в Париж) или на моря.

8. Никакого особого статуса Донбассу. Во-первых, потому, что для этого нет никаких оснований, во-вторых, чем тогда не особенные Харьков, Днепропетровск или Закарпатье? Качественной и с умом проведенной децентрализации будет достаточно, тем более что о ее необходимости эксперты говорили еще задолго до всего этого.

Все эти меры нет, не заставят людей на Донбассе полюбить и Украину и все украинское – благодаря им они сами все это полюбят. Потому что быть украинцем будет круто, модно и почетно. Разве мы все не хотим гордиться своей страной вне зависимости от нашей национальности и того, на каком языке говорим? Потому что Украина и украинство это не про национальность, язык, политические взгляды и вероисповедание – это про страну.

Говорите, денег на все это нет? Неправда, очень даже есть. Просто они расходятся по отдельным карманам. Не говоря уже о  том, что чтобы эта головная боль под названием Украина прекратилась, Запад уже хорошо платит, и готов заплатить еще больше. А еще давайте не преуменьшать возможности самих украинцев, которые на своих плечах вынесли не один месяц войны на Донбассе.

Будет ли стоить оно того? Кто знает, конечно, хотелось бы, чтобы стоило. Но мы в любом случае мы просто обязаны попробовать, иначе придется задаваться вопросом, а стоило ли вообще чем-то жертвовать ради Донбасса. А задавать этот вопрос теперь мы просто не имеем права.

Научиться жить вместе после таких трагедий всегда непросто. И тут нельзя никого ни с кем сравнивать. Счастливые периоды у всех народов одинаковы, а несчастливые ужасны по-своему. Так или иначе, и Украине, и Донбассу после возвращения нужно будет сделать свой выбор, который на много лет вперед определит их будущее, и взять за него ответственность. И да, никто и не обещает, что будет легко.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация