Бумеранг для РПЦ

© Reuters
Всеправославный собор вопреки всем усилиям РПЦ, скорее всего, решит дать независимость Украинской православной церкви.

В прошлом году в Стамбуле мне неожиданно повезло: знакомая из Еревана случайно встретила меня на Истикляле и пригласила на выставку своего отца – Саркиса Мурадяна, в прошлом председателя Союза художников Армении. Сказала доверительно, что будет весь стамбульский бомонд и даже патриарх Варфоломей (Вселенский патриарх, предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей I – ред.). Приехал он в сопровождении секретаря, без помпезности и напускного лицемерия, каким так отличаются иерархи РПЦ.

Православные церкви в Стамбуле тихие и скромные, на первый взгляд даже удивительно аскетичные, если сравнивать их с российскими, хвалящимися своим византийским происхождением. В центре же самой Византии – все иначе, хотя византийская империя и Константинополь были куда богаче, чем то пространство, которое сейчас выдает себя за мифическую "Древнюю Русь". Нет килограммов золота на иконостасах и куполах, они светлые и уютные. Нынешние церкви бывшей Византии являются частью того мира, которому уже много лет противостоит детище советской власти РПЦ, больше похожее не на церковную, а государственную организацию со всеми атрибутами власти – персональные самолеты, дорогие яхты, огромная охрана из ФСО, безразмерный бюрократический штат Патриархии и безмерная любовь Кремля. Часто заявления главы РПЦ патриарха Кирилла напоминают тексты политиков, в которых дается оценка международной ситуации, нежели проповеди любви и мира.

Всеправославный собор, который пройдет на Крите с 19 по 27 июня, готовился несколько лет. Но предыстория его еще древнее: последний Всеправославный собор состоялся аж в 8 веке, еще две встречи уровнем ниже были в 20 веке – Всеправославный конгресс (1923) и Всеправославное совещание (1948). Подготовка предстоящего Собора заняла много времени, поскольку встречи и обсуждения, которые состоятся в его рамках, должны будут приблизить к пониманию все православные церкви.

В конце мая 2010 года патриарх Варфоломей, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с патриархом Кириллом они приняли решение "ускорить процесс созыва Святого Великого Собора православной Церкви". Однако неожиданно в представленном списке делегации РПЦ накануне долгожданного Собора не оказалось имени патриарха Кирилла. А вскоре отказалась участвовать и РПЦ в целом – вслед за Сербской, Грузинской и Болгарской Антиохийской церквями. Сербская вскоре отозвала свой отказ, и таким образом, на Крит отправятся 9 делегаций. Но тем не менее такой состав участников придает Собору формат, скорее, собрания или совещания части церквей православного мира.

Читайте также: Единства без Соборности не будет

Нареканий в адрес Собора больше звучат из того лагеря, который условно можно назвать пророссийским. Например, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов) посетовал на слишком большой взнос, но больше всего претензий к двум документам, которые там должны обсудить - "Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру" и "Миссия Православной Церкви в современном мире". РПЦ и ее сторонники оказалась ортодоксальнее самих себя, не желая признавать церковным браком православных с инославными, а также упростить отношения православных церквей с иными христианскими.

По большому счету, это не у Собора и его организатора - Вселенского патриарха Варфоломея – проблемы с внешним миром, у него как раз хорошие отношения с Ватиканом, а у РПЦ, которая, как и все последнее время, пытается перехватить инициативу и потребовать лучшего к себе отношения. Лучшее – это не по праву старшинства, а по причине того, что, по статистике, в России якобы более 110 миллионов православных, хотя на самом деле верующих куда меньше, и это хорошо видно по заполняемости храмов на Рождество Христово или Пасху. РПЦ считает иначе, и в этом ее поддерживает Кремль и лично Путин, желая создать не только новую империю, но и видеть Москву центром мирового православия.

Патриарх Кирилл пытался изменить консервативный имидж РПЦ, встретившись с Папой Римским Франциском в Гаване в феврале этого года. Подробностей этой встречи нет и, скорее всего, их и не было, кроме совместного заявления. А сама встреча была лишь внешним сигналом для мира, что вот, РПЦ тоже современная церковь, и ее предстоятель может обнять главу католицизма. Разногласий между Ватиканом и РПЦ эта встреча не убавила, даже наоборот, скорее, вызвала отрицательную реакцию у ортодоксов, по старинке обвиняющих католиков в ереси и прочих грехах.

РПЦ тяжело переносит упоминание в диптихе (списке) Константинопольского патриархата, где ей отведена пятая строка – по старшинству, а не по количеству прихожан. Диптих, если кто не интересовался – это упорядоченный иерархический список Поместных автокефальных православных церквей (то есть независимых) по "рождению". Чем раньше была основана церковь, тем выше ее место в диптихе. Местом в нем также определяется очередность упоминания предстоятеля конкретной Церкви во время богослужений, которые проводятся Вселенским патриархом. У РПЦ к диптиху политическое отношение, даже имперское: она не признает, что возраст церквей имеет прямое отношение к традициям и истории, а не к желанию. К тому же в Москве крайне отрицательно относятся к возможному признанию Всеправославным Собором автокефалии Украинской православной церкви – всей целиком, независимо от патриархата. Что, возможно, само по себе в итоге приведет к завершению раскола на УПЦ МП и УПЦ КП. Скорее всего, это и есть главная причина разногласий между церквями-участницами Собора, которые РПЦ активно "стимулирует".

“С исторической точки зрения УПЦ имеет полное право быть самостоятельной.”

Раскол стал более ощутимым после того, как накануне Верховная Рада Украины приняла обращение к патриарху Константинопольскому Варфоломею о предоставлении автокефалии (независимости) Украинской православной церкви как таковой. В обращении, в частности, содержится призыв к патриарху Варфоломею признать указ 1686 года о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату "принятым с нарушением священных канонов". В РПЦ уже назвали обращение грубым нарушением национального и международного права. "Вместо того чтобы заниматься своей прямой работой — принятием законов, обеспечивающих защиту достоинства украинцев и укрепление общественного согласия, Рада решила стать самозваным органом управления межцерковными отношениями", — заявил глава отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

С исторической точки зрения УПЦ имеет полное право быть самостоятельной, поскольку крещение Руси произошло в то время, когда Русь была исключительно Киевской, а не "Древней Русью" - этим вороватым словосочетанием называют в российских учебниках истории территорию России, не имеющую к крещению никакого отношения. 21 июля 1686 года в соборе София Киевская церковь по существу была украдена, как это всегда делали российские цари и политики с чужими территориями на протяжении всей истории своего государства – присвоить чужое, а потом объявить, что так было всегда. Возможно, и аннексия Крыма была в ряду тех событий, которые выстраиваются в один логический ряд по созданию Путиным православной империи нового типа.

По одной из версий, поддерживаемых в России, крещение князя Владимира произошло в 988 году в Корсуни, древнем Херсонесе, а не в Киеве. Но и крещением Руси это невозможно назвать, поскольку крещен был только киевский князь, а распространение православие происходило постепенно. В Кремле мало интересуются реальной историей, поскольку пишут свой вариант событий, которые они хотели бы видеть в качестве своей истории. Придумать православную Россию сложно, почти невозможно: можно заниматься пропагандой, можно лгать и манипулировать, но огромная страна не может быть лидером православия хотя бы потому, что история была совершенной иной.

Раскол православия не очень большая проблема: последний Вселенский Собор проходил тогда, когда не существовало ни РПЦ, ни других православных церквей, борющихся сейчас за политическое лидерство Кремля. Прогноз решения Собора почти прогнозируем – в Константинопольском диптихе может появиться 15-я строка с упоминанием Украинской православной церкви. Это событие не только поддержит Украину как государство, борющееся с агрессором, но и укрепит позиции церкви, помогающей населению пережить тяготы войны и становления независимости. Конфронтация Константинопольской церкви с РПЦ продолжится до тех пор, пока Россия не перестанет считать себя империей, не имея на то никакого основания.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 2
Выбор редакции