Беларусь как бренд

Беларусь как бренд

Фото: ТСН.ua

Украинцы привыкли к мысли, что беларуское – качественное, и это результат продуманной и дешёвой рекламной кампании.

Языковое оформление может быть брендом и помогать продаваться товарам. В данном случае речь идёт о беларуском языке. В Украине принято считать, что товары из Республики Беларусь отличаются качеством. Если не самым высоким, то по крайней мере есть "нижний край", за который производитель якобы не опустится. Второй миф — про "товары для своих" и для экспорта. Мол, беларусы хитрые люди: на собственный рынок поставляют чуть ни идеальную продукцию. На внешний — то что не доели, не доиспользовали и так далее.

Вот так и получается, что:

  • "Милавица", (надо отдать должное неплохая компания) в Украине открывает бутики и презентует товары как доступные в премиальном сегменте;
  • Холодильники, стиральные машины "Атлант" всячески подчёркивают "происхождение" и тоже ценятся выше украинского "НОРДа" или тех же "Zanussi" украинской сборки. Забавно, кстати, что в Беларуси ситуация прямо противоположна;
  • Беларуская косметика — отдельный разговор. Но тут надо отдать должное национальному производителю. В 1995 году отрасли просто не существовало: 2 компании – ничто. Сегодня производителей косметики больше двух десятков. И они покрывают все ниши — от сверх доступной до премиальной. В Украине, если смотреть по ценам, даже самая дешёвая продукция идёт в среднем ценовом диапазоне. Вот тут как раз разговор о том, что в своей стране не раскупается;
  • То же самое можно говорить о трикотаже, автомобильной и специальной технике (где излишнее доверие, зачастую, не оправдано). Ну и, наконец, продуктам питания.

Украинцы почему-то уверены, что такое отношение было всегда. На самом деле это результат очень продуманной и по украинским меркам сверх дешёвой рекламной кампании. Напомню, что ещё в 2005 году товарооборот между странами не превышал 500 млн. долларов. С нулевым сальдо. То есть Украина продавала в Беларусь товаров на 250 млн. И покупала на столько же. А уже к 2010-му товарооборот превысил 4,5 миллиардов. С положительным сальдо для Беларуси в размере почти 3 миллиарда. Беларуские товары пошли в Украину и начали раскупаться. Но не сразу.

Вначале, на рубеже 2008 года, сразу в нескольких "политических глянцах" вышли заказные материалы про "сохранившийся беларуский потенциал" и менталитет жителей страны. Мол, люди слишком себя уважают, чтобы гнать откровенный брак. В определённом смысле так оно и есть — наличие более чем 40 "скрытых чемпионов" в экономике тому свидетельство. Но подача информации в украинских СМИ была уж слишком идеализирована.

Дальше была игра на контрасте — интервью с несколькими ТОП-чиновниками в Беларуси из молодого поколения. И украинских гостей шокировала даже обстановка в кабинетах. Вместо золота и антиквариата — исключительно функциональная мебель "в стиле ИКЕА". Это подкупало.

Последний, так сказать контрольный выстрел в голову, — пресс-туры. То, что и сегодня недооценивает украинское Министерство информационной политики. Подбираются группы журналистов (именно подбираются) и возятся по стране. В Беларусь ездили представители ежедневных газет и информационный агентств. Отдельно были группы местных СМИ. И, естественно, телевизионщики, которые посещали, в том числе производства. По "стечению обстоятельств" производства тех товарных позиций, которые в скором будущем должны были выйти на украинский рынок.

По моим скромным подсчётам на всю двухлетнюю рекламную кампанию своей страны как бренда Беларусь затратила чуть более 200 тысяч долларов. Джинсу (скрытую рекламу) ведь напрямую не покупали. Журналисты писали сами. Затраты смешны — кандидат в депутаты какого-нибудь местного совета тратит больше. Результаты, зато, разные.

Одним словом, украинцы привыкли к мысли, что беларуское - качественное. Этому способствовало и неуклюжее самовосхваление власти. Например, перед Евро-2012 нужно было показать результат в Киеве. Помните лозунг "новому транспорту быть". Вспомните плакаты. На них МАЗы. А на МАЗах в городе — тот же лозунг. Реклама, за которую сам автопроизводитель не заплатил ни копейки. Есть и менее масштабные примеры. Несколько десятков. Только то, что знаю я.

Когда в Украине появилась беларуская молочка, в одном из магазинов я попросил, чтобы мне дали известные в Беларуси бренды и, например, молоко привычной у меня дома 6% жирности (в Украине такого не найти). На меня и продавцы, и люди в очереди посмотрели, как Ленин на буржуазию. Зажрался, мол, гад.

С другой стороны, рассказывая землякам про "известный беларуский бренд "Савита"" я встречал удивлённые взгляды. Такого производителя "дома" не знали абсолютно. Компания сделала себе имя исключительно на украинском и российском рынке. В Беларуси шансов не имела — она собирает молоко в Гомельской области – из-за Чернобыля равносильной "чёрной метке" для значительной части потребителей. Да, в Беларуси есть свои фобии.

О том, что реклама была эффективной говорит ещё один процесс. Такая себе мимикрия украинских производителей под "зроблена ў Беларусі". Пионером на этом поле является без сомнения компания "Двери Белоруссии". Именно в таком написании, приводящем в состояние раздражения смешанного с брезгливостью уроженцев Беларуси. Ведь Беларусией страну может назвать тот, для кого нет разницы между понятиями "Малороссия" и "Украина". Но в этой самой Украине слоган работает. У людей дела идут неплохо.

А вот то, что появилось поздней, отличает более умный подход. Тут уже мимикрия не под просто беларуский, а под внутрибеларуский бренд. То есть товар якобы сделан "для своего рынка", а в Украину попал "случайно". Достаточно вспомнить историю с пивом "Мінскае жыгулёўскае", которое варится сегодня, если не ошибаюсь, в 3-х или 4-х городах Украины и которое ведёт даже рекламную кампанию по-беларуски.

Пару лет назад я встретил на юге Украины мороженное "Белая бяроза". Неплохое. Но несмотря на беларускоязычную этикетку, назвать продукт беларуским как-то не получается. Запорожье, Днепро и ещё несколько городов, где этот продукт изготовляется, находятся в Украине. Тем не менее идея сработала. К тому же никто не будет смотреть "мелкие буквы с производителем". А вот сайт в доменной зоне .by виден прекрасно. Кстати, сегодня товарная марка предлагает целую линейку продуктов вплоть до пельменей.

Майонез "Беларускія нацыянальныя традыцыі". Тут подражание вообще двойное. Упаковка "косит" под беларуский бренд для российского рынка. Название — тут сами понимаете. И в данном случае от производственных мощностей до границы с Беларусью "три дня на оленях".

И, наконец сегодня в магазине возле дома я увидел "привет из прошлого". Напитки "Ситро" и "Дюшес". Названия, естественно, по-беларуски. Название торговой марки – "Вятрачок" - тоже.  Производитель, естественно (для таких случаев и такой группы товаров) украинский. Зато языковое сочетание откровенно порадовало. Информация о товаре на хорошем беларуском и хорошем украинском. Второй язык понятно зачем — информировать. А первый - думаю я один из немногих покупателей, для которых беларускоязычный текст ближе и понятней – выполняет рекламную роль.

Таким образом, язык может стать брендом. Название страны может стать брендом. Хорошая реклама Беларуси в Украине сделала своё дело. Украинский производитель начал искать переводчиков и делать упаковку по-беларуски. Не от излишней любви к языку или стране. Это выгодно. И, признаться, мне как беларусу приятно.

Непонятно другое. Стартовые возможности для ряда украинских товаров такие же. Вопрос за малым – рекламировать страну и людей. Извините, но смерти и баррикады — не лучшая реклама. Голодомор, Майдан (самые частые слова, связанные с Украиной) никак не способствуют продажам. Скажете, денег нет? Так Беларусь сработала в Украине за копейки. Пресс-туры стоят не дорого. Разговоры, народная дипломатия (а беларусы в Украину ездят) – тоже. Вопрос лишь в том, чтобы заняться. Это приносит прибыль. Это выгодно для государства.

Повторю: выгодно сделать дешёвую и эффективную рекламу своей стране, а не попросить колоссальные бюджеты на джинсу. И выгода приходит после рекламы, а не в процессе распила бюджетов.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация