А если в Беларуси завтра война? Гибридная

А если в Беларуси завтра война? Гибридная

Фото: Reuters

Предпосылки для агрессии Кремля в отношении Беларуси есть - но Лукашенко это видит и времени зря не теряет.

У Кремля есть множество поводов быть недовольным свои формальным союзником – имею в виду Лукашенко. С одной стороны, вроде и множество документов подписано. Даже "Союзное государство Беларуси и России" на бумаге существует. С другой стороны, есть реальная жизнь. В которой Беларусь не признала "независимости" оккупированных грузинских территорий, заняла как минимум нейтральную позицию в украинском кризисе. Другие направления активности как, например, диалог с ЕС и США, работа на рынках третьих стран мало приятны Москве.

Что уж говорить, если официальные планы правительства на ближайшие годы (речь идёт о принятых документах) предусматривают выход из-под зависимости от российских рынков. Или последняя капля – отказ Лукашенко приехать на парад в Москве. Российские СМИ "оправдали" это якобы необходимостью принимать собственный парад в качестве верховного главнокомандующего. Да вот беда — военного парада в Минске в 2016 году не было. И не военного тоже.

Одним словом, союзник на бумаге есть. В реальности — Путин абсолютно не может прогнозировать, как поведёт себя такой "друг" в нужный ему момент.

Российский ответ западному "другу"

Россия политикой Беларуси недовольна. Недовольна уже не первый год. Ещё в начале нулевых в Кремле поняли суть внешней политики своего хитрого соседа: смирившись с невозможностью занять кремлёвский трон, Лукашенко начал продавать воздух. Точнее, его сотрясание - "лозунги в обмен на деньги". То есть отношения между странами складывается по такой схема – беларуское руководство много говорит о братской любви и бывшей единой родине, а Москва за это платит.

Но реальная политика Лукашенко совсем другая. Настолько, что даже любимый Путиным тезис о "славянском братстве" последние пару лет в Беларуси начинает восприниматься несколько по-другому. Славяне ведь не только русские или украинцы, это еще и поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты, македонцы, черногорцы и другие. Большинство из этих народов сейчас являются гражданами стран-членов ЕС и НАТО. Или, по крайней мере, идут туда.

Полного разворота в политике Беларуси не произошло, но смена направления заметно. Кремль в долгу не остается и действует. Причём давно.

Российские СМИ (в первую очередь телевидение) очень широко представлены в Беларуси. И благодаря этому РФ организовала по крайней мере три медийные атаки: 2003-2004 годы, 2006, 2010-11. Сегодня тоже начинается мягкое нагнетание. До истерии пока не дошло, но общественное мнение готовится.

Российские деньги в общественной сфере. Это грантовые программы различных российских фондов, поддержка части неправительственных организаций, которые выступают за "русский мир".

Церковь. Беларусь – территория РПЦ. В 2013 году "отправился на покой" митрополит Филарет. Его преемник, приехавший из РФ митрополит Павел, фактически остановил дискуссии о переводе богослужения на беларуский язык (что с начала 90-х есть у католиков). При нём часть епископов (особенно в западной части страны) активно занялись поддержкой пророссийских структур и инициатив.

Кадры. Благодаря тому, что Беларусь более 15 лет находилась под санкциями ЕС, США, Канады и ряда других стран, выбор места для подготовки офицеров высшего звена был предопределён – военные академии в Российской Федерации. Какую позицию они могут занять в случае кризиса, неизвестно.

Бизнес. Российские предприниматели, близкие к Кремлю, пытаются скупить активы в ключевых отраслях беларуской экономики. Это не всегда получается — Лукашенко понимает опасность. Широко известна история с арестом топ-менеджмента "Уралкалия" беларускими спецслужбами. На самом деле таких историй множество.

Оппозиция. Да, даже часть национально ориентированной оппозиции воспринимается Кремлём как ресурс. О массовой поддержке пока речи не идёт, но регулярные встречи, обсуждения дают повод говорить, что в Москве "присматриваются". Тем более что успешный опыт запуска в Беларуси "нового оппозиционного проекта" в 2009 году есть.

Беларуский "ответ Чемберлену"

Видят ли все это в Беларуси? Без сомнения. И реагируют, пытаясь нейтрализовать угрозы непублично.

НПО, политические партии, группы и инициативы. В Беларуси достаточно сложная система регистрации НПО. И фактически без одобрения аналитических структур в администрации президента ни одна такая организация зарегистрирована быть не может. А за деятельность от имени незарегистрированной организации предусмотрена уголовная (!) ответственность. Мы привыкли наблюдать применение этой нормы на "демократическом лагере", однако последние 4 года пророссийские группы испытывают колоссальные сложности в регистрации. Именно поэтому часть из них пытается уйти "под крыло" церкви.

Финансовая помощь. Грантовые программы в Беларуси необходимо регистрировать. Без этого рискуешь или юридическим статусом организации, или вообще можешь оказаться за решёткой. Эта норма бьёт как по "демократам", так и по любителям "русского мира". Первые просто не могут зарегистрировать проекты. Вторые вынуждены регистрировать. Но таким образом сообщают беларуским властям всю информацию и о бюджетах и, самое главное, об активистах.

СМИ. В Беларуси цензура. И российские каналы цензурируются тоже. Официальному Минску ничего не стоит просто "поставить балет" вместо выпуска новостей. Или заблокировать доступ из национального сегмента Сети к тому или иному интернет-ресурсу. Да и беларуское государственное телевидение понемногу развивается. В том числе за счёт покупки украинского развлекательного контента: люди ведь смотрят шоу, а новости лишь в перерывах.

Бизнес и деньги. О проблемах российского бизнеса в покупке ключевых активов упоминал. Даже на государственном уровне ничем закончились попытки РФ получить контроль над нефтепереработкой, машиностроением и ключевыми предприятиями химпрома. Конфликт 2016 года вокруг Минского завода колёсных тягачей яркое тому свидетельство. Что касается рынков сбыта – смотрите выше.

Работа ведётся и в "кадровой области". Первая чистка регионального руководства началась в 2008-м. А с конца 2013 года был существенно обновлён состав руководства министерств и ведомств. Формально — омоложение кадров. Тем не менее, влияние РФ на региональную вертикаль власти было существенно ослаблено.

Изменяется и национальная политика. Об этом писал для ТСН относительно недавно, повторяться не буду. Добавлю лишь один факт: публичная "выволочка" Лукашенко директору МАЗа. За что – судите сами по словам Лукашенко: "Да очнись! 25 лет мы уже независимое государство! И мы не часть России".

Не менее интересны и инициативы Беларуси во внешней политике. Слова Лукашенко о необходимости усиления США в регионе тоже могут служить маркером. Пример Украины показал опасность балансирования на растяжке между ЕС и РФ. Вывод, который сделали в Минске, интересен в том числе и для Украины. Лукашенко решил, что для обеспечения стабильности необходимо ввести в "уравнение" ещё несколько независимых центров силы. Процесс идёт с переменным успехом. Но вот несколько ключевых особенностей:

• Вхождение на рынки стран-соседей в роли "ключевого партнёра". То есть сделать соседей зависимыми от себя. В Украине это нефтепродукты. В Литве — загрузка портов и бизнес-кооперация. Не удивительно, что и Киев, и Вильнюс очень осторожно действуют "на беларуском фронте". И зачастую выступают "адвокатом дьявола" на внешней арене. Аналогичная работа Минска начинается и в польском направлении.

• Введение в систему мощных независимых игроков. Видя "двоякую" позицию традиционных лидеров ЕС - Германии и Франции, - Беларусь наращивает взаимодействие с Великобританией. Лондон силён, и он имеет свою, отличную позицию.

• Китай. Минск создаёт совместный технопарк и привлекает китайские государственные корпорации на свою территорию. Как известно, наследники Мао очень не любят, когда кто-то портит им бизнес. И готовы помочь партнёрам (если это им выгодно). Типичный пример — совместная работа Минска и Пекина в Зимбабве. Беларусы 4 месяца назад выкинули РФ с алмазных приисков. И это при том, что месторождение было открыто российской компанией.

• После обострения российско-турецких отношений и на фоне активизации войны Азербайджана и Армении Минск усиливает контакты с Анкарой. Разговор идёт о "приходе турецкого бизнеса".

Диспозиция Беларуси

Чем может ответить Лукашенко Кремлю? Здесь есть несколько вариантов.

Крымский сценарий. Очень маловероятен. Для его реализации необходимо наличие военных баз в Беларуси. Историю с размещением авиации помним — Кремль не получил своего. Сейчас, возможно, вспомнят об объектах РФ на территории Беларуси, а они есть: это станции слежения. Но действуют данные объекты тоже интересно. Персонал — российские офицеры. Охрана периметра — беларуский спецназ. И в случае войны такая "военная база" легко меняет свой профиль: хоть на лагерь для военнопленных, хоть на концлагерь. Сути не меняет. Прав тот, кто охраняет. Сила у того, кто вооружён.

Полномасштабная война. С одной стороны, РФ, можно сказать, готовится и к такому сценарию. В 2016 году в Смоленске будет развёрнута группировка войск. Якобы для противодействия НАТО. Но если посмотреть на карту, ближайшая граница — граница с "союзником". Естественно, беларуские вооружённые силы вряд ли смогут эффективно противостоять полномасштабному вторжению. Но Минск рассчитывает на две вещи:

• Реакция "заинтересованных сторон". Не зря ведь "новых игроков вводят". А Китай, Великобритания и, возможно, США меньше склонны к долгим брюссельским разговорам. Войну, естественно, никто объявлять не будет. Но найти другие методы защиты своих интересов данные государства явно смогут.

• Изменение характера применения вооружений. Не зря в Беларуси создали свою РСЗО и сейчас работают над ракетным комплексом. Предполагается простая схема их применения — по формуле "пустил ракету и спрятался". Фактически Минск намерен в будущем взять на прицел столицы и ключевые объекты инфраструктуры всех соседних государств. Что и делает понемногу.

И, наконец, РФ не может себе позволить полномасштабной войны с "союзником" на фоне открытого украинского вопроса. Если в массовом сознании есть тезис о "трёх братских народах", массам трудно объяснить войну с обоими "братьями" одновременно.

Гибридные операции. Вариант, который РФ использовала в Донецке и Луганске. Вспомним события. Сценарий прост:

• На фоне активной пропаганды инициируются массовые выступления, где костяком служат местные пророссийские организации и приехавшие "группы поддержки", которые прибывают как из РФ, так и из других регионов.

• Паралич местных силовых структур. Это и агитация, и саботаж, и прямая работа агентуры.

• Относительно небольшие вооружённые группы создают видимость "народного восстания". Группа Стрелкова насчитывала не более 30 человек. "Бес" "взял" Горловку, в которой было более 1000 силовиков с отрядом около 50-и "штыков". Залогом успеха тут являются скорость, наглость и жестокость.

И только после всего этого возникают предпосылки для создания "народных республик". В том числе и явного (или неявного) вторжения.

В Беларуси на сегодня РФ имеет:

1. Предпосылки для информационного влияния — СМИ и соцсети;

2. Наличие определённого количества организаций. В том числе организовывающих "военно-спортивные" лагеря под покровительством РПЦ;

3. Возможный саботаж либо как минимум недостаточная активность традиционных силовых структур.

Уже немало для начала. В Минске это видят. И могу смело утверждать, что в стране создаётся система противодействия. Она ничего не имеет общего с разговорами о "правах человека" и "демократии". Но даже на сегодняшнем этапе Лукашенко уже имеет, что сказать в ответ Кремлю.

Реакция и действия режима Лукашенко

На первый взгляд, всё действительно плохо. СМИ пестрят информацией о пророссийских группах, их активности. Однако если присмотреться, то человеческий ресурс таких организаций не особо велик. Второе отличие от Украины — лидеры и активисты известны. Российские гранты и помощь регистрируются. Но ведь одновременно и расширяется база тех, кого в случае чего нужно будет "арестовать". Беларуские власти хорошо работают с базами данных. И применяют практику "превентивных задержаний". Пока "демократической оппозиции". Но по российским активистам база есть – нет пока лишь приказа.

СМИ. В Беларуси могут просто отключить российские каналы, как это происходило уже не раз – без всяких долгих рассуждений и "демократических процедур". И все поймут: Лукашенко же диктатор, а какой с диктатора спрос?

Силовые структуры. Тут сложнее. Действительно, если смотреть на руководство МО Беларуси, поводов для оптимизма не особо много. Но и тут процесс идёт. Например, новый министр обороны в одном из первых выступлений заявил, что в 90-е у него "сердце болело", когда он видел, как беларуские офицеры шли на службу в российскую армию.

По руководству остальных силовых ведомств вопросов больше.

Но Лукашенко и не собирается использовать для отпора России традиционные МО и МВД. У него есть другой ресурс, способный "решить вопрос" быстро и качественно – растёт число новых спецслужб. Информация о них секретна, даже биографию руководителя достать проблема. Параллельно с этим фактически в двойное подчинение переходят отряды спецназа. В подчинение кому? И вот тут мы подходим к личности Виктора Лукашенко — старшего сына президента Беларуси. И его советника по национальной безопасности.

Сын на защите отца

Виктор Лукашенко успел послужить в Государственном пограничном комитете. Причём не где-нибудь, а в боевом подразделении спецназа – секретной организации под названием "Отдельная служба активных мероприятий" (ОСАМ, по беларуски АСАМ). Служба интересна тем, что в её компетенции среди прочего входит:

• охрана ВИП-персон (кстати, именно АСАМ охраняет Виктора и его семью);

• участие в оперативных мероприятиях и разведывательно-поисковые мероприятия (по обе стороны границы);

• работа по вопросам собственной безопасности.

Такая себе структура, которая может заниматься всем. От оперативно-розыскной деятельности на территории страны до диверсий и разведки в других государствах. Численность АСАМ — секрет. Но по косвенным данным её можно оценить в примерно 400 человек. Это, извините, батальон спецназа. Естественно, экипированный по первому разряду.

Отдельно стоит Служба безопасности президента Лукашенко, ещё одна секретная структура с широчайшим кругом полномочий. Численность СБ в 2005 году составляла не менее 680 человек. Это стало известно благодаря утечке информации о создании "спортивного клуба" в ведомстве. С того момента количество задач росло. Росла и численность. Сегодня её можно оценить в как минимум 900-1000 человек. На вооружении у нее практически всё, включая вертолёты.

Есть ещё одна структура – называется "Оперативно-аналитический центр при президенте Беларуси". Формально это аналитическая структура, которая кроме всего прочего занимается и контролем интернета, информационных потоков. Такая себе ИТ-контора в погонах. Неплохо, кстати, контролирует. Но, как всегда, есть и другое, не такое публичное, направление деятельности. Ещё при создании ОАЦ многие наблюдатели высказывали удивление: туда шли служить и профессионалы, специализирующиеся на силовых операциях. С одной стороны, это было понятно — в функции ОАЦ вскоре ввели обеспечение безопасности "объектов" и защиту серверов и дата-центров. А дальше проговорился сам Лукашенко. Выступая перед работниками центра, он, в частности, просил не пытаться "где-то опередить в своей работе МВД, КГБ". Остаётся вопрос: сколько же сотрудников ОАЦ. Во время выступления президента в конференц-зале находилось около 110 человек (считал "по головам" - из них 30-35 гостей, остальные — сотрудники центра. Или, точнее, руководящий состав. И это только из центрального офиса. Таким образом, оценить численность ОАЦ и аффилированных структур можно примерно в 1000 человек. Из которых не менее трети — силовой блок.

А теперь вернёмся к Виктору Лукашенко. АСАМ (ОСАМ), Служба безопасности Лукашенко и ОАЦ можно считать основной силой. Так сказать, "личной гвардией" Лукашенко. Естественно, что руководят ведомством люди, лично преданные старшему сыну беларуского президента. А сами структуры — кузница кадров для дальнейшей чистки руководства беларуских силовых ведомств.

Но и это ещё не все. За последние 5 лет сменилось руководство в ключевых подразделениях спецназа. Я пока не веду речь о силах специальных операций. Отряды "Альфа" (КГБ), "Алмаз" (МВД), часть отдельных штурмовых рот, СОБР (как и вся бригада внутренних войск №3214) возглавили близкие в Виктору Лукашенко люди. Более того, Беларусь — единственная страна, где создан "Координационный совет командиров спецподразделений". То есть структура, способная руководить отрядами спецназа независимо от ведомственной подчинённости. Руководителем совета (думаю, это не будет удивительным) является помощник президента по национальной безопасности – все тот же Виктор Лукашенко.

И, наконец, последнее – Силы специальных операций. Созданы они относительно недавно. Их основой стали две бригады ВДВ, бывшая отдельная бригада ГРУ (5-я Марьиногорская) и три отдельные роты, расквартированные в областных центрах. Изменение подчинённости привело и к замене части руководящих кадров. Кроме того, в подготовке офицеров на будущее решено отказаться от "услуг союзника". С 2015 года молодые офицеры получают образование на Военной академии Беларуси.

Таким образом, в случае начала гибридной войны Лукашенко имеет в своём распоряжении как минимум СБ, ОАЦ и АСАМ. А это в сумме 2400 человек. Из которых не менее 1700 — офицеры силового блока. Это прекрасно вооружённая, полностью лояльная беларускому президенту и готовая на всё бригада спецназа. Которая, учитывая масштабы Беларуси, может быть на месте событий уже через 3-4 часа после начала кризиса. И, в отличие от Украины, "гвардейцы Лукашенко" не будут церемониться. Если будет приказ разнести здание в пыль (со всеми находящимися внутри) – разнесут.

Второй эшелон — отряды спецназа, лично подчинённые Виктору Лукашенко. Ещё одна бригада. Она не полностью лояльная, но потенциальный риск саботажа невелик — около 10-15%.

И только третий эшелон — Силы специальных операций, которые несмотря на все кадровые чистки могут саботировать некоторые решения. Но опять-таки, на уровне, значительно меньшем, чем в украинской армии образца 2014 года.

Эти три силы фактически призваны пресечь разрастания "гибридного" конфликта. Они быстры, жестоки и лояльны. Что было бы в Крыму или на Донбассе, имей Украина в марте 2 лояльные, развёрнутые и прекрасно вооружённые бригады спецназа, думаю, объяснять не стоит.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация