Скальпель украинской армии

Сегодня человек с биноклем и рацией в нужном месте в нужное время может быть эффективней целой роты десантников.

"Современные войны становятся войнами

диверсий и засад, инфильтраций и партизанщины"

Джон Ф. Кеннеди, 35-й президент США

Вокруг создания Сил специальных операций (ССО) было много шума – вплоть до прямого обвинения народными депутатами начальника Генштаба Виктора Муженко в блокировании этого процесса. Однако и после принятия закона о ССО остаются вопросы, которые не стоит оставлять без внимания.

Создание Сил специальных операций – это, безусловно, очень важное событие для Украины. Особенно сейчас, когда в стране идет война, робко прикрытая аббревиатурой АТО. Сами вызовы, с которыми столкнулась Украина, диктует необходимость создания такого рода войск.

Гибридная война, боевые действия против технически и финансово более обеспеченного противника, невозможность проведения полномасштабных (в "классическом" понимании) операций, непрерывная диверсионная работа – все эти реалии войны на Донбассе делают актуальным вопрос о применении точечного воздействия на противника. Сегодня человек с биноклем и рацией, оказавшийся в нужном месте в нужное время, может быть гораздо эффективней целой роты десантников.

Собственно говоря, что такое Силы специальных операций? Это армейский спецназ, в задачи которого входит разведка, диверсионная и противодиверсионная работа, организация партизанского движения и противодействие ему, устранение лидеров противника, контртеррористические действия, освобождение заложников, проведение психологических операций – иными словами, проведение такого рода операций, где применение всей мощи армии может быть абсолютно неэффективным. Донбасс в этом плане, кстати, является очень показательным. Если бы ССО были применены на ранних этапах конфликта – не было бы ни обстрелов городов, ни войны, которая уже унесла тысячи жизней и неизвестно, сколько унесет еще.

"Но у нас же есть ВДВ!", - не раз я слышал за последний год. Да, война показала, что в среднем уровень подготовки десантников выше, чем у той же мотопехоты. Но важно понимать, что "крылатой пехотой" ВДВшников называют не зря – это действительно высокомобильные пехотные соединения, приспособленные для того, чтобы в максимально короткий срок быть переброшенными в район проведения боевой операции. А самый быстрый способ – это по воздуху. Функция десанта – наступать, усиливать, быстро оказываться там, где нужно. Но тактика десанта и тактика ССО – это две большие разницы.

Читайте также: Где взять новых офицеров для новой армии

Десантников учат работать, в первую очередь, в составе подразделения. Это тактика групповых действий. А вот те задачи, которые стоят перед ССО, характер проводимых ими операций – очень часто предполагает индивидуальную работу, выполнение задачи небольшим количеством людей. В этом принципиальная разница. Это как тактический нож и скальпель. Тактический нож – прекрасный боевой инструмент, им можно делать массу полезных вещей. Но если речь идет о проведении сложной хирургической операции, требующей ювелирной точности – без скальпеля не обойтись.

Но вернемся к закону об ССО. Два самых важных момента, которые есть в документе – это переподчинение спецподразделений разных родов войск напрямую министру обороны (с возможностью оперативного подчинения начальнику Генштаба) и определение ССО как отдельного вида войск. О чем это говорит?

Во-первых, Силы специальных операций получат собственный бюджет. Построение агентурных сетей, оперативная работа – все это требует средств. При подчинении, например, командующему сухопутных войск, как это было раньше, деньги надо было брать из бюджета сухопутных войск. Грубо говоря, у распорядителя средств выбор: то ли дать денег на вознаграждение агента, то ли солярки купить для БТРов. И информация от разведчиков – она непонятная, вроде как. А БТРам ехать уже сегодня. Что выбрать? Плюс ко всему, на оперативные цели средства нужны оперативно – а быстрые процедуры выделения денег в сухопутных войсках (да и вообще в войсках) не особо предусмотрены.

Наличие свое бюджета снимает огромное количество проблем, развязывает руки и дает больший простор для эффективной работы – по сути, ССО зависят только от министра.

Во-вторых, прямое подчинение министру обороны – это упрощение использования ССО. И, как следствие, повышение эффективности их применения. Кроме того, это дополнительный фактор, влияющий на защищенность информации.

“Сегодня человек с биноклем и рацией, оказавшийся в нужном месте в нужное время, может быть гораздо эффективней целой роты десантников.”

Представьте котельную, которая генерирует тепло для микрорайона. От нее в разные стороны уходят теплотрассы. И чем дальше от котельной находится дом – тем выше теплопотери. Так и здесь: операции, проводимые ССО, зачастую связаны с особой секретностью. Но если есть необходимость провести операцию с применением специалистов 73-го морского центра Специальных операций – то тут в цепочку включаются дополнительные звенья. Нужно ставить задачу командующему ВМС, тот – руководству специальной разведки и т.д. Проведение операции ведь сопряжено с логистикой – надо обеспечить транспорт, эвакуацию и т.д. И "теплотрасса" удлиняется. А чем она длиннее, тем больше шансов, что где-то информация выйдет наружу.

Все это приводит к третьему важному моменту. Создание ССО как отдельного вида войск – это создание для них полной самодостаточной инфраструктуры. ССО должны быть обеспечены не только оружием, средствами связи и экипировкой – они должны быть обеспечены и необходимым транспортом, собственными базами подготовки и т.д. Должны быть обеспечены все условия не только для функционирования, но и для развития сил специальных операций. Ведь в передовых армиях мира ССО постоянно совершенствуются, получают дополнительные функции и сферы применения, внедряют новые тактики и методы работы.

И вот здесь мы подходим к самому основному. Силы специальных операций – это недешевое удовольствие для страны. Хороший инструмент – всегда дорогой. Так есть ли целесообразность содержать в огромное количество формирований, выполняющие аналогичные функции? Может ли страна позволить себе плодить спецназовцев в таких количествах?

Читайте также: Как сделать службу в армии престижной

В Украине сейчас доходит до странного: задерживать судью в его собственном доме едет группа бойцов на бронемашинах, вооруженных на уровне чуть не американских "зеленых беретов", а проверять документы в облгосадминистрацию приезжают люди с автоматами. К чему это все? С финансовыми преступлениями должны бороться люди в галстуках, а не в бронежилетах 5.11!

Как уже говорилось выше, содержание спецподразделений – дорогое удовольствие. А содержание многих спецподразделений – еще дороже. По большому счету, следующим логичным шагом реформы должно стать создание в МВД аналогичной структуры по типу американского SWAT. Единого центра, который бы работал в интересах и НАБУ, и фискальных органов, и СБУ, и полиции. Необходимо провести операцию, требующую, скажем так, особого подхода? Обращайтесь – и получите нужных специалистов.

Содержание одного такого центра не только не увеличит расходы, но и поможет существенно снизить бюджетные затраты, обеспечить более эффективную подготовку специалистов. Кроме того, есть еще один важный аспект: как бы это резко ни звучало, но налогоплательщики будут четко понимать, что их деньги тратятся на людей, у которых практически постоянно есть работа.

Команда Международного проекта "Центр подготовки "PATRIOT" не раз уже говорила о том, что реформа сектора государственной безопасности и обороны требует комплексного подхода. И в данном случае, как раз самое время его проявить. Ведь гораздо более логичным выглядит объединение подразделений, выполняющих аналогичные функции, под началом единого командования – это и даст ту самую синергию, которая так необходима для эффективной работы. Потому что если нужно ударить сильно и точно, то бить надо кулаком, а не растопыренными пальцами.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Всего комментариев: 0
Выбор редакции