Годовщина Марьинки: как это было

Годовщина Марьинки: как это было

Фото: Facebook/пресс-центр штаба АТО

Тот день начался с грохота залпов за Донецком - почему-то сразу появилось ощущение, что это не обычный обстрел.

3 июня исполняется год со дня попытки боевиков "ДНР" взять штурмом Марьинку, которая находилась под контролем украинских бойцов. В этот день была доказана неспособность армии сепаратистов самостоятельно, без непосредственной поддержки российской армии, на успешные наступательные действия. И способность украинской армии – отстоять свою землю.

В редакцию ТСН.ua написал иностранный специалист гуманитарной миссии. Он захотел рассказать, что в этот день происходило непосредственно в Донецке и как происходящее воспринимали жители города. В то время миссии ещё разрешалось работать в "ДНР", и она даже пользовалось благосклонностью со стороны многих первых лиц "республики", что позволило её сотрудникам оказаться в самой гуще событий. Из соображений безопасности автора редакция публикует его текст под псевдонимом.

В тот день я проснулся прямо с рассветом. За время работы в Донецке я уже привык к грохоту орудий. Но непрерывные мощные артиллерийские залпы на западе посеяли тревогу, что это не обычный обстрел. В течение двух последних недель наш эксперт по безопасности присылал ссылки на информацию группы

"Информационное сопротивление" депутата ВР Украины Тымчука о переброске по ночам значительного количества военной техники в Петровский р-н Донецка, непосредственно примыкающего к Марьинке. Наши сотрудники, проживающие в этом районе, подтверждали, что слышат по ночам мощный гул моторов, но днём ничего необычного не замечали. Несмотря на всё это, мне не верилось, что там может произойти что-то серьёзное. Ведь рядом проходил основной на тот момент транспортный коридор Донецк-Курахово – фактически дорога жизни для "ДНР". По этому маршруту шла гуманитарная помощь от многих международных организаций, и даже во время самых ожесточённых боёв в аэропорту там всегда было спокойно. Наши сотрудники иногда по несколько раз в день пересекали линию разграничения, и с обеих сторон всегда отношение было предельно доброжелательным.

Нам рассказали, что со стороны "ДНР" эта дорога контролируется батальоном "Восток", состоящим из бывших сотрудников украинских спецслужб, и поэтому дисциплина там была на лучшем уровне, чем в других подразделениях. На лицах солдат с обеих сторон читалась полная уверенность в невозможности каких-то неприятностей. [Со своей стороны добавлю, что и у меня было такое ощущение. Во время разгрома под Иловайском, когда фронт рухнул, солдаты нашего передового поста на кураховской трассе, находясь на равнинной местности и имея из техники всего один лёгкий танк, были абсолютно спокойны. Никаких признаков "всё пропало" на расстоянии пары километров от превосходящих сил противника.]

Позвонил в "минздрав" "днр". Там сказали, что "укры" обстреливают донецкий район Петровку, но повода для паники нет. Ближе к 8 утра решили позвонить непосредственно в больницу № 14, расположенную в центре Петровского района, и спросить, не нужна ли помощь. Сказали, что стреляют со всех сторон, но пострадавших нет. И вдруг, буквально через час, звонок оттуда же: "Срочно! Везите всё что у вас есть для первичной помощи. У нас раненные и убитые. Мы не справляемся!"

К этому моменту у нас уже появились медики с Петровки. Они рассказывали, как в 4 утра буквально со всех дворов одновременно стали бить из всего чего только возможно. Сепаратистские "Грады", танки, самоходные орудия выезжали с разных складов и стройплощадок, где до этого прятались (Тымчук оказался прав!). А после восьми пошла "ответка" от украинских бойцов, и тысячи людей решили спасаться в сторону центра Донецка. Но оказалась, что основная магистраль, ведущая в город, перекрыта "военными" "ДНР", и даже общественный транспорт не ходит. Пришлось идти пешком несколько километров до моста на "Текстильщик".

Из-за того, что район был фактически блокирован, нам пришлось потратить несколько часов на получение пропуска в "МВД ДНР", и только около полудня мы въехали в Петровский район. Как раз в это время в непрерывной канонаде наступил небольшой перерыв, и можно было более-менее спокойно посмотреть по сторонам.

В этот ясный солнечный день меня не покидало чувство какого-то сюрреализма. Граница между миром и войной проходила прямо по мосту. За спиной остался цветущий летний город. Особенно бил контрастом заполненный народом рынок "Текстильщик" и безлюдные кварталы сразу за ним. Нам навстречу вдоль дороги время от времени попадались пешеходы с сумками и чемоданами, но основная масса решившихся бежать, похоже, прошла ещё утром. А в противоположном направлении, на запад, двигались одна за другой колоны какого-то странного воинства.

Постараюсь объяснить. В одной колонне из 14 танков я не увидел двух одинаковых. Они все были разных типов, с разными флагами и надписями на бортах. Многие с вмятинами. А ещё были колонны пехоты, которые просто шли по пыльной обочине и, опять-таки, кто в чём. Кто в каске, кто в пилотке, кто в бандане, у кого гранатомёт, у кого пулемёт, автоматы – снова разных типов. Это напомнило мне "командос" из американских боевиков про Вьетнам. Рассмотреть их поближе мне удалось, когда мы подъехали к больнице. Весь двор был заполнен такой же камуфлированной массой, но автоматы и пулемёты здесь уже многие использовали вместо костылей.

Навстречу выбежал главврач. "Ну, наконец-то! У нас с 8 утра 68 раненых и 8 трупов". Первым делом я спросил, сколько из них гражданских. "Гражданских? - доктор был явно удивлён – Гражданских никого, только военные!" И он коротко обрисовал ситуацию. После мощной артподготовки "пехота "ДНР" пошла в атаку и ворвалась в самый центр Марьинки, но там завязли в зданиях райотдела милиции и городской больницы, которые до сих пор переходят из рук в руки.

А в это время заработала тяжёлая артиллерия Украины. [Как потом стало известно, наше командование оперативно вызвало представителей ОБСЕ и объявило им, что временно возвращает отведённые вооружения назад, что и было сделано за несколько часов, благодаря чему враг оказался в огневой ловушке]

Больше всего меня поразил настрой "ополченцев". Перепачканные кровью, перемотанные бинтами, только что вырвавшиеся из пекла, они опять рвались туда, обещая стереть Марьинку с лица земли. Лица, искажённые ненавистью. Находящийся рядом гражданский медперсонал, исполняющий свой долг, был в шоке от этого массового психоза. Обычно в днрвских больницах раненые вызывали сочувствие. Их воспринимали как людей, "пострадавших от обстрелов или нападения врагов". Но здесь всё было слишком явно. Несколько сотен здоровых мужиков сами, первыми, напали на мирный городок и продолжают туда упорно лезть, несмотря на потери. Прямо об этом не говорилось, но тональность в рассказах жителей Донецка о событиях этого утра была именно такая.

Что ещё добавить. На следующий день мы собрали по своим каналам информацию из всех больниц Донецка и получили число в 200 раненых и порядка 70 убитых – все военные. О таких потерях у "ДНР" за один день я до этого не слышал.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация