Право на электрошокер

Право на электрошокер

Фото: dni.com.ua

Привлечение к ответственности за владение электрошокером невозможно.

В свете происходящих событий в стране украинцы все чаще задумываются о том, как защитить себя и свое имущество от вполне реальных нападений со стороны молодчиков в спортивных костюмах. Одним из эффективных средств защиты являются электрошокеры, которые легко можно купить в интернете.

Однако в милиции считают, что граждане на владение электрошокерами права не имеют. Свою позицию они обосновывают постановлением Верховной Рады "О праве собственности на отдельные виды имущества".

Согласно этому постановлению, между прочим  22-летней давности, применяемые правоохранителями электрошоковые устройства относятся к имуществу, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины.  

При этом в постановлении Совета министров УССР "Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка" 1991 года не были указаны конкретные технические параметры или модели электрошоковых устройств, которые могут применять правоохранительные органы в качестве спецсредств активной обороны. Поэтому выходит, что граждане не могут владеть никакими  электрошоковыми устройствами.

Однако возникает вопрос, а имеет ли юридическую силу постановление Верховной Рады Украины 1992 года об ограничении права собственности на электрошокеры?

Для поиска ответа на этот вопрос обратимся к Конституции Украины 1978 года, которая действовала на момент принятия постановления.

Согласно этому документу, парламент принимает законы Украины, постановления, декларации, обращения и заявления (ст. 97).

Если же провести сравнение между законами Украины и постановлениями ВР, то можно прийти к выводу, что это далеко не равные по своей юридической силе документы.

Согласно статьям 4, 35, 57 Конституции Украины 1978 года, гражданин Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины. При этом постановления ВР не упоминаются.

Далее в Конституции 1978 года сказано, что к исключительным полномочиям Верховной Рады Украины относятся, в т.ч.:

- толкование Конституции Украины и законов Украины;

- наложение вето на указы Президента Украины и постановления Кабинета министров Украины в случае, если они противоречат Конституции и законам Украины;

- обращение в Конституционный Суд Украины с предложением дать заключение о конституционности и законности указанных актов" (п. 19, 29, 31 ст. 97 Конституции Украины 1978 года).

Фото: dni.com.ua

И снова здесь ни слова о постановлениях Верховной Рады. Получается, что постановления парламента являются документами, которые не имеют равную законам Украины силу. Их не обязаны соблюдать граждане или организации, а указы президента Украины и постановления Кабинета министров Украины не должны в обязательном порядке соответствовать им. Фактически постановления ВР имеют не законодательный, а распорядительный характер.

28 июня 1996 года Верховная Рада приняла новую Конституцию. В соответствии со ст. 41 Основного закона:

  • право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом;
  • никто не может быть противоправно лишен права собственности;
  • право частной собственности нерушимо;
  • исключительно законами Украины определяется правовой режим собственности.

А в Гражданском кодексе говорится, что изъятые из оборота виды объектов гражданских прав должны быть установлены законодательно. Как и те, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота или нахождение которых в гражданском обороте допускается по специальному разрешению.

Таким образом, только закон может определять, какое имущество не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Но в Украине такого закона нет, а это означает, что отсылка правоохранительных органов к постановлению "О праве собственности на отдельные виды имущества" является несостоятельной.

Де-юре это постановление не имеет никакой юридической силы в Украине. Де-факто правоохранительные органы незаконно применяют это постановление против граждан, которые хотят защитить себя самостоятельно.

Милиция пугает граждан ст. 195-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которой предусмотрена ответственность за нарушение порядка производства, приобретения, хранения или продажи электрошоковых устройств и специальных средств, применяемых  правоохранительными органами.

Однако такой порядок законодательством Украины не предусмотрен. Так что, исходя из вышесказанного, приобретение гражданами электрошокеров не является правонарушением, а применение их допускается при условии, что не будут превышены пределы необходимой обороны.   

А на любые угрозы со стороны милиции привлечь к ответственности за владение электрошокером необходимо апеллировать к отсутствию закона, который бы запрещал владеть им и тому, что постановление ВРУ не имеет силы закона. Кроме того, вполне можно сказать, что у вас это не электрошокер, а отпугиватель диких собак (при работе электрошокера издает звук, который действительно отпугивает собак).  

Похожие темы:

Следующая публикация