Трансплантология как лакмус для общества

Трансплантология как лакмус для общества

Фото: ТСН.ua

Светлое будущее у трансплантации в Украине возможно лишь после достижения обществом нескольких вершин.

Этот текст я написала почти год назад — когда закон "О применении трансплантации анатомических материалов человеку" был принят только в первом чтении. Теперь он, с некоторыми изменениями, принят в целом — и через год, когда он вступит в силу, мы начнем с ним жить. У нас будет разрешена трансплантация органов и тканей от трупного донора, если при жизни человек даст свое согласие. И очень важно сейчас проводить просветительскую и разъяснительную работу, чтобы убедить людей не закапываться в могилы со своими органами. Потому что до презумпции согласия нам еще далеко. Мой текст как раз о главной проблеме, связанной с трансплантологией — нашим мировоззрением, и именно поэтому я публикую его сегодня еще раз.

 

Технологии не стоят на месте. В мире медицинской науки учатся замещать функции органов, мечтают о возможности клонирования отдельных органов и тканей, печати их на 3D-принтере и всяких других тончайших биотехнологиях. Мы учимся буквально воссоздавать человеку утраченный или неизлечимо больной орган — и, безусловно, это невероятно заманчивые перспективы. Но это пока только перспективы. Что же есть в реальности? Трансплантация органов и тканей.

Как и во всем, мы отстали от мира в этом вопросе на пару десятков лет. Но главная проблема в этом вопросе не в технологиях. Их в наше время можно купить, а специалистов обучить или нанять. Но ментальность, мировоззрение, паттерны поведения меняются очень медленно, непременно с миллионом пробуксовок и миллиардом препятствий.

В Украине до недавнего времени была разрешена трансплантация лишь от живого человека, а именно родственная трансплантация. Согласитесь, это сужало коридор трансплантологии до щелочки, в пределах которой люди, которым нужны были донорские органы, выкручивались, как умели — от трансплантации в другой стране до формального усыновления будущего донора.

Во всем мире принята трансплантация органов трупных, то есть органов, изъятых у погибших или умерших людей с зафиксированной смертью мозга. Причем во многих странах в плане изъятия органов действует презумпция согласия. Что это такое? Это такое положение дел, закрепленное в законе, когда у погибшего человека изымаются органы без согласования с его адвокатами, родней, прочими близкими людьми, если при жизни человек не запретил этого делать. Человек может запретить изымать его органы после смерти по самым разным причинам — личным, религиозным, любым иным. Человек распоряжается своим телом по своему усмотрению. Но если при жизни он не оставил такого "запретительного" распоряжения, после его смерти или гибели его органы могут быть изъяты и это не может быть оспорено, ибо таков закон.

Кроме того, в европейских странах, в США, в других странах, традиционно называемых цивилизованными, донорство как стиль мышления и жизни вообще очень пропагандируется и всячески развивается. Об этом много говорят, снимают документальные и художественные фильмы (для примера советую посмотреть фильм "Семь жизней" с Уиллом Смитом), вопрос донорства органов очень тщательно и много обсуждается в обществе. Гражданам цивилизованного мира постоянно прививается мысль, что они могут помочь другим людям даже после своей физической смерти.

У нас совершенно иное мышление. Увы, десятилетия "совка", тяжелой жизни, по сути, выживания, вколотили в нас на уровне спинного мозга зековскую установку: "Не верь, не бойся, не проси". Нельзя доверять этому миру и людям в нем. Надо бороться за свою жизнь до конца, даже если окружающая реальность ужасна, отвратительна и совершенно не пригодна для человеческой жизни. Нельзя одалживаться и категорически не рекомендуется одалживать. И в этом контексте, в этом мировоззрении — какое донорство? Кровь? За деньги. Органы? В могилу. И не сметь меня трогать даже после смерти!

Десятилетия "совка", тяжелой жизни, по сути, выживания, вколотили в нас на уровне спинного мозга зековскую установку: "Не верь, не бойся, не проси"

Спросите каждого конкретного человека: "Скажи, тебе очень важно, что после смерти твои почки останутся в твоем теле и будут съедены червями наравне с другими органами?" — и, если он задумается над ответом, то, вероятно, ответит, что для его посмертной судьбы это совершенно неважно. Так почему не помочь тому, кто сейчас держится на одних технологиях, но вполне может продолжить полноценную жизнь, если отдать ему орган?

Однако и то, что сейчас происходит после принятия в первом чтении нового закона о трансплантации (был проголосован в первом чтении в апреле 2016-го года, именно он и был принят в целом — ред.), тоже не слишком утешает. Закон разрешает трансплантацию трупных органов (аллилуйя!), но только в случае нотариально-подтвержденного разрешения потенциального донора, о котором он должен позаботиться заранее. Возникает, простите, ряд вопросов. Вот я, врач, понимающий важность трупной трансплантации. Я иду к нотариусу и клятвенно заверяю его, что совершенно ничего не буду иметь против, если меня похоронят без каких-либо внутренних органов. Он это официально фиксирует должным образом. И? Я должна эту бумагу с собой в сумочке носить? Я должна рассказать об этом всем-всем-всем, чтобы в случае чего знали?

Как мне конкретно реализовать свое право отдать свои органы после моей возможной гибели или скоропостижной смерти тому, кто в них будет нуждаться? Все ведь понимают, что изъятые из тела органы "живут" очень недолго, всего несколько часов. В случае согласия на изъятие органов должны быть готовы не только технологическая база и персонал, должно быть все безукоризненно и в юридическом плане. Потому что если после смерти потенциального донора заинтересованные лица начнут с милицией взламывать квартиру и искать там этот самый нотариально-заверенный документ, с органами можно будет попрощаться — за это время они погибнут.

И еще один маленький вопросик в нашей, мягко говоря, не вполне законопослушной среде — а мне дадут гарантии, что после получения нотариально-заверенного документа с моим согласием на трансплантацию моих органов меня не отоварят кирпичом, чтобы их получить? Просто от отчаяния и невозможности смотреть, как умирает сын, муж, дочь, мать.

Именно поэтому я вижу будущее у трансплантации в Украине только после достижения нашим социумом нескольких вершин. Первое — это перестройка своего сознания. Цивилизованность тесно связана с альтруизмом и гуманизмом. Я понимаю, что есть люди, которые никогда не согласятся стать донорами органов из-за религиозных убеждений. Я бесконечно уважаю разные точки зрения людей, в том числе их религиозные взгляды. Но согласитесь, что процент таких людей в обществе не слишком большой. И потому перспектива работы с потенциальными донорами, как мне кажется, весьма велика.

Я вижу будущее у трансплантации в Украине только после достижения нашим социумом нескольких вершин

Второе — это преодоление в этой сфере самой страшной нашей проблемы — коррупции. Мы все понимаем, что такой лакомый кусок медицины, как трансплантология, где используются новейшие технологии, масса дорогостоящих иммуносупрессивных препаратов, где можно играть судьбами людей, меняя их очередь в листах ожидания, ни за что не будет упущен всевозможными равнодушными чиновниками от медицины, облеченными соответствующей властью, готовыми удавить собственную мать, если за это заплатят. Коррупция просто похоронит под собой эту область медицины, и в отношении этого не надо питать ни малейших иллюзий.

И третье — это юридическая сторона вопроса. Я глубочайше убеждена, что только презумпция согласия может кардинально решить вопрос с донорством органов. Никто не мешает человеку запретить использование своих органов. Более того, для этой цели надо продумать простой и недорогой (а желательно и вовсе бесплатный) юридический механизм.

Отношение к трансплантации внутренних органов и интенсивность трансплантации (например, количество трансплантаций внутренних органов в год) в какой-то мере является лакмусовой бумажкой для оценки зрелости общества наравне с другими формами заботы о беззащитных, слабых и больных. Давайте начнем об этом думать! Это очень важно — сделать первый шаг, начав думать о трансплантологии как о насущной социальной проблеме.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация