То, что столетиями считалось плохим тоном для врачей, растворилось в едкой щелочи конкурентной борьбы.
Лекции о деонтологии нам читали на первом курсе.
Хотя мы и резались на тех лекциях в морской бой, да кое-что запоминали.
О врачебной тайне. О ятрогенных болезнях, которые от самой медицины происходят. Об этике смертельного диагноза.
И об отношениях между врачами.
Лектор внимательно смотрел на нас поверх очков: "Никогда не поносите при пациенте вашего коллегу. Это очень плохой тон" - говорил он, отделяя каждое слово.
Я вспоминаю старую генерацию врачей - профессоров, преподавателей и практиков. Олд скул.
Вспоминаю консультации и обходы, операции и вскрытия. Разборы. Планерки, консилиумы и повышения квалификации. Студенчество и интернатуру.
Мнения врачей могли различаться, диагнозы и хирургические техники могли не совпадать. Конкуренция клиник уже тогда существовала, да и на внутренних разборах крыша поднималась от эмоций и разносов.
Но.
Тогда не было принято, расхваливая себя, поносить перед пациентом своего коллегу. Это был "плохой тон".
Если тебя учат в детстве прикрывать рот, зевая, ты будешь его прикрывать всю жизнь. Потому что - плохой тон. Так и здесь.
Позже, когда мы уже успели поработать после института несколько лет, немолодая врач, уставшая от разборов непрерывных кляуз пациентов, сказала коллегам на одном из собраний:
- Врачебная неколлегиальность – главная причина жалоб. Вам не противно гнать друг на друга? При пациентах? Девяносто процентов жалоб пациентов на врачей инициированы медиками. Так врачи сводят счеты друг с другом.
Оказалось – не всех одинаково воспитывали в детстве. Не все прикрывали рот. Многие – наоборот, зевали так, что гланды было видно. И брызгали при этом во все стороны слюной.
…А потом появился интернет. Форумы и чаты.
Пациенты перестали стесняться выражений, припечатывая врачей, пришедшихся им не по вкусу.
Образ врача перестал быть для больного сакральным.
Услуга врача стала товаром.
В условиях дикого медицинского капитализма и врачебной конкуренции все средства стали хороши, и коллеги стали комментировать, не стесняясь, действия друг друга.
- Какой дебил вам это назначил?
- Вас криво прооперировали!
- Какой дурак вас смотрел?
- Требуйте компенсацию с того, кто криво лечил вам этот зуб… делал аборт… накладывал гипс… принимал роды... лечил ребенка...
И апогей:
- Скажите спасибо, что ко мне попали, я вас спас, я вообще умнее всех в этом городе...
То, что столетиями считалось плохим тоном, растворилось без осадка в едкой щелочи конкурентной борьбы.
Само по себе понятие "плохой тон" стало немодным, как белый халат с завязками на спине.
Как рецепт на латыни.
И тут уже стало не разобрать, где реальной критикой коллегу-мошенника выводят на чистую воду, рубя правду-матку в глаза растерянному пациенту, а где - сводят счеты с более успешным и востребованным конкурентом. Зато наверняка так раз за разом подливалось масло в огонь недоверия пацентов к врачам.
А ля гер ком алягер…
Уважаемые господа коллеги.
Если разобраться, любой врач, с которым вы профессионально не согласны – он все же врач. С точно таким же дипломом и стажем работы, как и у вас.
У любого врача есть доверяющие ему пациенты, есть профессиональные диагностические и лечебные победы. Есть выздоровевшие, забеременевшие, родившие, вылеченные и успешно прооперированные.
И у каждого медика, к сожалению, бывают профессиональные неудачи.
Соотношение побед и поражений - это и есть личный рейтинг врача.
Считать себя самым умным – опасное заблуждение.
Так можно ненароком оказаться в скользкой ситуации, спросив однажды пациента, по привычке брезгливо скривив лицо:
- Ужас какой, это кто же вас, голубчик, так криво прооперировал?
И услышать ответ:
- Доктор, так это же были вы.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!