Плохой тон (о деонтологии)

Плохой тон (о деонтологии)

Фото: daily.com.ua

То, что столетиями считалось плохим тоном для врачей, растворилось в едкой щелочи конкурентной борьбы.

Лекции о деонтологии нам читали на первом курсе.

Хотя мы и резались на тех лекциях в морской бой, да кое-что запоминали.

О врачебной тайне. О ятрогенных болезнях, которые от самой медицины происходят. Об этике смертельного диагноза.

И об отношениях между врачами.

Лектор внимательно смотрел на нас поверх очков: "Никогда не поносите при пациенте вашего коллегу. Это очень плохой тон" - говорил он, отделяя каждое слово.

Я вспоминаю старую генерацию врачей - профессоров, преподавателей и практиков. Олд скул.

Вспоминаю консультации и обходы, операции и вскрытия. Разборы. Планерки, консилиумы и повышения квалификации. Студенчество и интернатуру.

Мнения врачей могли различаться, диагнозы и хирургические техники могли не совпадать. Конкуренция клиник уже тогда существовала, да и на внутренних разборах крыша поднималась от эмоций и разносов.

Но.

Тогда не было принято, расхваливая себя, поносить перед пациентом своего коллегу. Это был "плохой тон".

Если тебя учат в детстве прикрывать рот, зевая, ты будешь его прикрывать всю жизнь. Потому что - плохой тон. Так и здесь.

Позже, когда мы уже успели поработать после института несколько лет, немолодая врач, уставшая от разборов непрерывных кляуз пациентов, сказала коллегам на одном из собраний:

- Врачебная неколлегиальность – главная причина жалоб. Вам не противно гнать друг на друга? При пациентах? Девяносто процентов жалоб пациентов на врачей инициированы медиками. Так врачи сводят счеты друг с другом.

Оказалось – не всех одинаково воспитывали в детстве. Не все прикрывали рот. Многие – наоборот, зевали так, что гланды было видно. И брызгали при этом во все стороны слюной.

…А потом появился интернет. Форумы и чаты.

Пациенты перестали стесняться выражений, припечатывая врачей, пришедшихся им не по вкусу.

Образ врача перестал быть для больного сакральным.

Услуга врача стала товаром.

В условиях дикого медицинского капитализма и врачебной конкуренции все средства стали хороши, и коллеги стали комментировать, не стесняясь, действия друг друга.

- Какой дебил вам это назначил?

- Вас криво прооперировали!

- Какой дурак вас смотрел?

- Требуйте компенсацию с того, кто криво лечил вам этот зуб… делал аборт… накладывал гипс… принимал роды... лечил ребенка...

И апогей:

- Скажите спасибо, что ко мне попали, я вас спас, я вообще умнее всех в этом городе...

То, что столетиями считалось плохим тоном, растворилось без осадка в едкой щелочи конкурентной борьбы.

Само по себе понятие "плохой тон" стало немодным, как белый халат с завязками на спине.

Как рецепт на латыни.

И тут уже стало не разобрать, где реальной критикой коллегу-мошенника выводят на чистую воду, рубя правду-матку в глаза растерянному пациенту, а где - сводят счеты с более успешным и востребованным конкурентом. Зато наверняка так раз за разом подливалось масло в огонь недоверия пацентов к врачам.

А ля гер ком алягер…

Уважаемые господа коллеги.

Если разобраться, любой врач, с которым вы профессионально не согласны – он все же врач. С точно таким же дипломом и стажем работы, как и у вас.

У любого врача есть доверяющие ему пациенты, есть профессиональные диагностические и лечебные победы. Есть выздоровевшие, забеременевшие, родившие, вылеченные и успешно прооперированные.

И у каждого медика, к сожалению, бывают профессиональные неудачи.

Соотношение побед и поражений - это и есть личный рейтинг врача.

Считать себя самым умным – опасное заблуждение.

Так можно ненароком оказаться в скользкой ситуации, спросив однажды пациента, по привычке брезгливо скривив лицо:

- Ужас какой, это кто же вас, голубчик, так криво прооперировал?

И услышать ответ:

- Доктор, так это же были вы.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация