Чем грозит повышение минимальной зарплаты

Чем грозит повышение минимальной зарплаты

Фото: Reuters

Как следствие увеличения "минималки", возможен всплеск безработицы до 15%. 

Экономические последствия увеличения минимальной заработной платы должны анализироваться в нескольких плоскостях. Как минимум, эффект данного шага должен быть оценен для:

  • предпринимателей;
  • населения;
  • бюджета.

Увеличение минималки взвинтит общие затраты предпринимателей на фонд оплаты труда на сумму около 10 миллиарда гривен в годовом исчислении. Основная нагрузка ляжет на плечи малого и среднего бизнеса, который не в состоянии будет содержать то количество работников, которое у него было ранее.

Как следствие, возможен всплеск безработицы до уровня около 15%, если рассчитывать его по методологии Международной Организации Труда (МОТ). Международный опыт показывает, что 10% увеличения минимальной заработной платы может быть ретранслировано в высвобождение 0.4% рабочей силы. Текущий уровень безработицы в Украине около 10%. Увеличение минимальной заработной платы по сравнению с ее текущим уровнем (не будущий декабрьский, который используется как референтное значение) – 120%. Таким образом, прогнозированный уровень безработицы 10 + (120/10)*0.4 = 15%.

Как правило, уровень безработицы, прежде всего, увеличивается среди молодежи. У меня нет оснований не верить мировому опыту, а он говорит именно об этом.

Государственные затраты на покрытие прогнозированного роста минимальной заработной платы однозначно возрастут. Единственный вопрос - на сколько? Здесь возможны варианты. В том случае, если данное увеличение будет бескомпромиссным и пройдет по всей тарифной сетке (т.е. без учета того, кто и сколько минимальных зарплат сейчас получает), то мы говорим о дополнительных миллиардах долларов для бюджета. Если же решат ограничиться увеличением только для тех, кто действительно получает сейчас минималку, а вся остальная тарифная сетка не претерпит изменений (т.е. будет продолжать быть привязана к старой минималке), то эффект для бюджета будет негативным, но не таким разрушительным, как в первом случае.

Увеличение доходов государственного бюджета от повышения минимальной заработной платы, в принципе, может произойти. Но вряд ли оно будет глобальным. Надеюсь, что Минфин при своих расчетах не использует обычный алгебраический подход взяв 4 миллиона тех, кто сейчас работает на минималку, и проведя вот такой бесхитростный и упрощенный расчет:

4 млн.  * (3200 грн – 1450 грн)* (0.22+0.195)=3 млрд.грн.,

где

4 млн. – это те, кто сейчас получает минимальную зарплату;

3200 грн. – прогнозированный уровень минимальной заработной платы;

1450 грн. – текущий уровень минимальной заработной платы;

0.22 – это 22%, налоги, которые сейчас платит работодатель на фонд оплаты труда;

0.195 – это 18% и 1.5%, налоги, которые платит сам наемный работник со своей зарплаты.

Это было бы так, если бы в экономике существовали только линейные зависимости. Однако они не линейны. И если предположить, что армия безработных будет пополнена именно за счет "минимальщиков", то прогнозированная сумма дополнительных доходов в бюджет может быть значительно меньше, по сравнению с расчетной.

В бюджете 2017 года есть важная константа – это его дефицит, который не должен быть выше, чем 3% ВВП. Увеличение затрат бюджета без адекватного увеличения его доходов приведет к увеличению дефицита. Тогда немедленно возникает вопрос – кто за это заплатит? Международные финансовые институции – вряд ли. Более того, сможет ли их убедить украинская сторона в том, что сотрудничество с ними все равно должно быть продолжено даже, несмотря на необходимость увеличения дефицита?

Премьер прав, когда говорит, что доходы бюджета могут возрасти в случае детенизации экономики. Но здесь есть огромное "но". Детенизация является производной от улучшенного качества бизнес климата. Бизнес климат - это производная от структурных реформ. Поэтому правильный путь был бы делать ставку на реформы, как следствие, экономика вышла бы из тени. Потом создалась бы необходимая финансовая подушка для увеличения не только минимальной заработной платы, а и вообще доходов населения.

Украинская экономика, равно как и любая другая, работает в условиях временных лагов. Логическая цепочка, которую "тянет" Кабмин, проста – увеличение доходов населения должно вызвать отклик со стороны украинского реального сектора. Экономика начнет производить больше товаров и услуг, которые будут покупаться населением, у которого на руках появится больше денег. Но это слишком упрощенная теоретическая модель, которая не работает в реальной жизни. До того, пока мы увидим отклик со стороны украинского реальног о сектора на увеличенные доходы населения, пройдет значительный промежуток времени (возможно, год и больше). А в это время дополнительные деньги на руках у населения необходимо будет "отоварить". Значит, есть риск увеличения импорта. Увеличение импорта неизбежно вызовет увеличение торгового дефицита, а значит и активизирует девальвационное давление на гривну. Если курс шатнется, то увеличиться и инфляция. Таким образом – как минимум – частично позитивный эффект (даже для тех, кто живет на минимальную заработную плату) может быть "съеден".

Вот такие нехитрые и не очень интересные рассуждения приводят к мысли о том, что может быть более правильно заняться активными реформами – на которые есть и запрос в обществе, и которые будут поддержаны иностранными партнерами Украины? А уже потом думать о "рывках" в оплате труда?

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Госбюджет-2020
Следующая публикация