Украина входит в самый опасный период своей истории

Украина входит в самый опасный период своей истории

Сумеет ли страна избавиться от института кумовства? 

На этой неделе Украина вступила с самый сложный период в своей истории. Выборы закончились, но проблемы не в них. Если точнее не в результатах голосования. Дело не в том, за кого, а в том, как голосовали, как агитировали. И в сути восприятия мира украинским обществом. То, что сохраняло нацию столетиями, сегодня может ее похоронить.

За последние 700 лет Украина и украинцы предприняли множество попыток создания государства. Иногда получалось. Ненадолго. Иногда нет. Но в периодах между этими попытками нация не исчезла. Причина — специфическое восприятие законов и то, что называют горизонтальными связями.

Украинец на генетическом уровне не воспринимает закон. Нет, его необходимость он вроде понимает. Но необходимость выполнения закона... А зачем? Не выполнять его вроде как нельзя. Но с другой стороны — нельзя, но можно. Каждый на своём уровне соревнуется в искусстве обойти установленные рамки. Что в принципе логично, если оглянуться в историю. Внешнее управление, различного рода оккупационные режимы устанавливали свои правила. И пойди украинцы по пути их выполнения — украинцев бы не стало. Просто бы растворились в других народах. Но жить как-то надо. Регулировать общественные отношения тоже. Значит нужны правила, системы взаимодействия и коммуникации.

Выход был найден по-своему гениальный. Если не работают вертикали власти — появляются горизонтальные связи, системы. Вот в этом украинцы преуспели. Внешняя государственная оболочка существовала сама по себе. И пришлые элиты даже тешили себя иллюзиями управляемости ситуацией. А общество жило в это время по своим правилам и понятиям. И если не работали социальные лифты, использовало горизонтальные законы притяжения. Формируя группы друзей, кумовьёв, сложные зависимости взаимных услуг и обязанностей. Эта особенность ставила (да и ставит) в тупик многих иностранцев. Чтобы что-то сделать в Украине, нужно вначале почувствовать (именно почувствовать — понять сложно) многогранное, запутанное и местами хаотичное переплетение горизонтальных общественных сетей. Извините, но "кум моего кума — мой кум" - исключительно украинская особенность отношений. Да и сам институт кумовства – его сила на берегах Днепра в разы превышает все возможные законодательные рамки.

Эта же особенность позволяла чрезвычайно эффективно противостоять внешним угрозам. Та же война. Пока одни думают, как реагировать на проблему в установленных рамках, украинское общество действует. Горизонтальные связи моментально мобилизовали ресурсы общества. И вырабатывали чрезвычайно эффективные методы противодействия. Именно во множественном числе — методы. Зачастую абсурдные с точки зрения логики врага, работающие в самых неожиданных областях. Это делало задачу силового завоевания и удержания контроля над Украиной чрезвычайно сложной и дорогостоящей.

Так общество выживало и развивалось. И повторю то, что написал выше: за последние 700 лет предпринимало множество попыток создания своего государства. И тут мы упираемся в проблему. Почему, демонстрируя высочайшую эффективность на тактическом уровне, не получилось добиться стратегического успеха. Даже в очень и очень благоприятных условиях.

Причина в самой сути государства. Это баланс между горизонтальными связями и вертикальными системами. То есть общество и человек действуют (в том числе и развивают горизонтальные связи) в установленных рамках. И эти рамки весьма жёсткие. Временами жестокие. Их количество и простор, остающийся для горизонтальной коммуникации определяет тип государства. При диктаторских режимах "горизонтали" загнаны "в подполье". В развитых демократиях органично сплетаются с вертикальными, по сути директивными осями. Но в любом случае вертикали есть.

Есть? Но не в Украине. Снова процитирую фразу из предыдущих абзацев: по закону вроде как нельзя. Но в Украине нельзя, но можно — смотря с кем поговорить и с какой стороны посмотреть. Даже при своём, украинском правительстве создаётся уникальная ситуация. Население не считает нужным исполнять закон "до запятой". А зачем — ведь его приняли "эти продажные элиты". Элиты со своей стороны так же не спешат становиться законопослушными. А зачем — ведь мы сами приняли этот закон. Вертикали не работают. Государство недееспособно.

Более того, украинец склонен воспринимать директивные правила как угрозу собственной свободе и безопасности. Даже если ограничение "далеко". И в силу специфики своей жизни человек с ним не столкнётся, он будет самозабвенно работать над уничтожением этого "глупого запрета".

Незавидна и судьба лидеров. Те, кто благодаря мобилизации общества в период опасности оказывается наверху легко теряют всё. Благодарное общество "стирает их в порошок" за малейшие попытки установки вертикальных правил после прохождения острой фазы кризиса.

Посмотрите в историю. Чем занимался Хмельницкий в перерывах между национально-освободительными войнами? Правильно, подавлял восстания и бунты представителей нации, которую этими самыми войнами освобождал. УНР, Держава, Директория. То же самое. Да даже ОУН-УПА. 1942 год. Ситуация плоха, но стабильна. И представители "бандеровцев" и "мельниковцев" самозабвенно выясняют отношения с помощью карабинов.

Вот и получалось, что нация эффективно ликвидировала внешние угрозы — говорила "А". Но потом вместо того, чтобы сказать "Б" — сформировать эффективные государственные (вертикальные) механизны – эффективно занималась недопущением возникновения "механизмов ограничение свободы".

Это экскурс в историю. А теперь давайте посмотрим, что происходит сейчас. Запрос Майдана был в значительной мере на формирование вертикальных систем. Ремонт, или создание новой государственной машины. Проблема в том, что число тех, кто ясно понимал цели не так велико. И они в значительной мере те пошли во власть. Для остальной части — старая система без надоевших лиц вполне подходила. Типичный пример — прорыв заслонов нелегальными копателями янтаря под лозунгами "Слава Украине!". То есть с боем прорываться в украинские леса для того, чтобы навсегда их уничтожить.

Но да ладно, по идее созданием правил должны были озаботиться элиты. Партия власти (назовём так БПП и ближайших союзников) пытается это делать. По-своему. Согласен, местами зачатки системы выглядят далеко не идеально. Более того, угрожающе.

И тут открывается окно возможностей для других политических сил. Других представителей элиты — предлагать обществу своё видение системы и постепенный (или мгновенный если общество поддержит) перехват власти. Для этого нужно немного — представлять себе какой должна стать Украина. И говорить об этом.

Что мы получили на выборах? Да и по большому счёту получаем начиная с мая-июня? Попытки не допустить создание вертикали. При этом не предлагая своих концепций. Просто пытаясь уничтожить зачатки системы. Местные выборы — типичный пример. Вроде как большинство говорило о "национальных проблемах". Но выборы-то местные. Хочешь системности — говори о местных проблемах. Развитие территорий. В том числе и концепция связей горизонтальной коммуникации, на уровне сообществ, с вертикальными осями, установленными законодательством. Этого не произошло. Основной посыл — нет усилению власти (БПП, президента, кого угодно). Параллели с историей не видите?

Однако, не всё так плохо. Есть по крайней мере несколько моментов, дающих основания для позитива. Во-первых, число тех, кто понимает важность и вертикальных и горизонтальных связей растёт. Результаты голосования тому пример. Люди становятся более прагматичными, думают о последствиях. Не все. Но уже многие.

Во-вторых, заметным стало появления сразу нескольких новых сил. Которые начинают думать системно. Да и часть "старых" партий, думаю вынесет уроки из теперешних выборов.

Таким образом приходит понимание важности системы, структур. Ведь именно они определяют мощность государства. Украина имеет шанс стать мощным и эффективным государством. Для этого нужны эффективные механизмы функционирования. Именно это, а не "переформатирование коалиции", "новое большинство в Раде", "отставка президента или премьера" – ключ к успеху. Государство обязано иметь мощную структуру. Да что там говорить, украинский флаг в Донецке, Севастополе появится (и останется навсегда) лишь тогда, когда государство Украина, украинское общество структурно будет в состоянии обеспечить это.

Поэтому Украина сейчас входит в самый опасный период своей истории — становление вертикальных структур. Но, в отличие от предыдущих попыток, позиции сторонников действующих государственных механизмов сильны. Поддержка общества, собственные компетенции. Осталось малое — структурироваться самим, выработать видение системы. И предлагать её. Предлагать власти, обществу. Самим идти во власть. И параллельно стирать в порошок ту часть старых элит, которая де-факто работает над увековечиванием лозунга "вроде нельзя, но можно". И тогда всё будет Украина!

Похожие темы:

Следующая публикация