Сколько в Украине опасных сект?

Мнения 6 августа, 2008, 17:05 1574
Добавить в избранное
Так называемых "деструктивных религиозных движений" в Украине меньше, чем принято считать.

Религиозные секты, кажется, крепко вошли в перечень вещей, которые тревожат современного украинца вместе с расширением НАТО и вторым государственным языком. С 1991 года, когда Украина получила очень либеральное религиозное законодательство, у нас появились достаточно большое количество новых обществ верующих, непонятных широкой общественности. Научные работники склонны называть такие образования новейшими религиозными движениями, а общественное мнение "деструктивными религиозными культами".

Біле братство в Болгарії
AFP
Новые религиозные движения обычно пугают украинцев. Действует негативный опыт деятельности "Белого братства" в начале 90-х
История современной Украины дала определенные основания бояться негативного влияния отдельных религиозных организаций. В начале 90-х годов у нас начало активную деятельность знаменитое "Белое братство". Почти сразу его организаторов начали не без основания подозревать в вытягивании денег и имущества со своих "прихожан". В 1993 году активисты братства захватили Софийский собор в Киеве, желая осуществить там массовое самоубийство. Руководители организации попали в тюрьмы, но сейчас они уже пытаются зарегистрировать "Белое братство", по крайней мере как общественную организацию.

Существуют в Украине и другие религиозные движения, к которым с недоверием относятся даже чиновники профильного Государственного комитета по делам национальностей и религий. Например, они не регистрируют Церковь саентологии или Церковь Муна, не предоставляя им преимуществ, которые в Украине имеют религиозные организации. Кстати, главное из этих преимуществ – предусмотрено законом "О свободе совести и религиозных организациях" право не платить налоги из всех финансовых и имущественных пожертвований, которые это общество получает.

Так вот, саентологов в комитете считают "общественной организацией, которая под религиозными лозунгами занимается финансовыми делами". Кстати, саентология, специальная практика, направленная, как говорят ее основатели, на совершенствование и успех человека, вызывала конфликты во многих странах. Саентологов даже пытались запретить и не признали религией во многих странах (рядом с Украиной это Великобритания, Франция, Германия, Бельгия прочее). То есть, проблемы существуют, как и в любой стране, а здесь еще и опыт абсолютно антисоциального поведения "пензенских затворников" в России может спровоцировать категорические выводы.

Но в Украине можно увидеть преувеличение значения отдельных примеров и их распространения на все новейшие религиозные движения, независимо от того, чем и как они занимаются. Вполне нейтральное слово "секта" у нас, как и во многих других странах, было скомпрометировано. Хотя это не больше, чем один из этапов развития определенной религии. Експерты-религиеведы среди признаков секты (на латыни это слово звучит нейтрально и значит всего лишь "образ мыслей", "учения", "направление") называют претензию ее представителей на свою исключительность, стремление к религиозным реформам, особенное расположение к харизматичным лидерам, вокруг которых и строятся подобные религиозные организации.

Крішнаїти
УНІАН
Но о том, чем опасные, например, кришнаиты, сказать тяжело
Вместо этого церковь (в самом широком смысле) от секты отличается как раз наличием четких структур, вероучением, традициями. Выходит, что много организаций, которые мы склонны считать сектами, в действительности является церквами, ведь в них есть и структура, и вероучение, и система работы с верующими. А еще стоит отметить, что едва ли не каждая религия, в частности христианство, когда-то была сектой, боролась за реформирование той или иной религиозной системы. А потому разговор о деструктивности всех новейших религиозных движений является слишком смелым обобщением.

Новые религиозные движения, конечно, не доминируют в Украине. Однако и бурного развития, например, новейших протестантских течений нельзя не заметить. У нас сегодня вообще представлены подобные организации самого разнообразного плана – неохристиянские, ориенталистские (те, которые строятся на восточных учениях), теософские, неоязыческие и тому подобное. По информации Госкомнацрелигии, в Украине сегодня действуют по несколько сотен обществ новых христианских движений, почти 40 обществ Общества сознания Кришны, свыше 100 обществ неоязычников прочее. Объединяет такие организации, кроме активности, недоверие к ним широкой общественности, особенно представителей традиционных религий. И это недоверие часто не имеет под собой никаких оснований.

Научный работник, один из руководителей отделения религиеведения украинского Института философии имени Г. Сковороди Людмила Филипович обращает внимание на то, что украинское общество, относясь к новейшим движениям негативно, совсем не пытается, понять, чем они являются в действительности. "Не хочу сказать, что новейшие течения не несут в себе потенциальной угрозы. Все новое несет угрозу. Но для кого, чего? Для традиции, устоявшегося, исторического, распространенного. Но мнение большинства не всегда является аргументом на то, чтоб считаться истинной", - сказала Филипович TCH.ua.

По ее словам, новейшими религиозными течениями одно время были по крайней мере все три мировых религии. "Всплеск новейших течений, который сегодня наблюдаем в Украине, знакомый в истории. Появление в настоящее время известных мировых религий, буддизма, христианства или ислама, это разве не всплеск новейших течений в свое время?  К новейшим течениям нужно относиться, как к историческим явлениям, которые когда-то возникают, переживают определенный этап развития, некоторые из них исчезают, а некоторые продолжают жизнь, становясь через три-четыре поколения уже не такими новейшими, превращаясь в традиционный феномен", - говорит научный работник.

Не соглашается она и с мыслями о деструктивности этих движений: "Не такой страшный черт, как его рисуют. Общество должно научиться работать с этим феноменом, должно отслеживать, помогает ли это человеку, или, напротив, мешает. Есть люди, которым категорически нельзя становиться членами новейших религиозных движений. Они ужасно внушаямы, им вообще нельзя быть религиозными. А есть такие, которые выживают лишь благодаря новейшим движениям. Относиться огульно и, как у нас признано, – все новейшее в религиозной сфере есть нехорошо, мы категорически не можем". Действительно, лишь некоторые из так называемых "сект" могут вызывать подозрение, если к ним поприсмотреться.

Новые религиозные движения в Украине не всегда воспринимаются корректно. Главный стереотип относительно них – любая новая религиозная организация является тоталитарной сектой, направленной на получение как можно больших прибылей за счет зомбирования, втягивания, ограбления людей. С одной стороны, понятно, что традиционные религиозные конфессии, очень важны и для истории, и для современности Украины, должны защищаться от влияний, которые могут быть. Но украинское законодательство исключает даже возможность существования доминирующей религиозной традиции.

Сандей Аделаджа
УНІАН
А "Посольство Боже" Сандея Аделаджи, которое принято считать сектой, имеет явные признаки церковной религиозной организации
Да и оказывать сопротивление деятельности религиозной организации по закону можно только в том случае, если она угрожает общественной безопасности и порядку, жизни, здоровью, морали, правам и свободам других граждан. Большинство этих организаций подобной деятельностью все-таки не занимается, по крайней мере общественность об этом знала бы.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мнения 6 августа, 2008, 17:05 1574
Добавить в избранное
Всего комментариев: 0
Выбор редакции