Сколько церквей нужно Украине

Мнения 19 сентября, 2008, 17:52 679 1
Добавить в избранное
Создание в Украине единственной церкви может как решить проблему раскола православия, так и привести к еще более масштабным, чем сейчас, религиозным конфликтов.

Монахині і священик
УНІАН
Современность изменила роль православия в украинском обществе. Но его значение для украинца все еще очень большое
Православие сегодня является одной из наиболее влиятельных сил в украинском обществе. Церковь, невзирая на все свои расколы и конфликты, хранит большой моральный авторитет для многих людей. А еще церковь никак не может остаться в стороне политики в самом широком смысле – как борьбы за власть и влияние. Свидетельство этому – идея национальной украинской церкви, довольно актуальна сегодня.

Такая идея, которая особенно громко прозвучала во время нынешнего празднования 1020-й годовщины крещения Киевской Руси, обсуждается уже давно. Сейчас несколько высоких руководителей нашего государства не скрывают стремления к созданию единственной украинской церкви, более того, тезис об этом иногда входит в предвыборные программы политических сил.  Но призывы к единству и особенно "национализации" православия очень неоднозначны. С одной стороны, церковное единство – большая проблема украинского общества. С другой, идея национальной церкви, особенно если внедрять ее при прямолинейном содействии государства, может быть очень противоречивой.

Существует несколько весомых аргументов в интересах создания в Украине национальной церкви. Первый из них – история, которая сделала православие одним из главных этнических признаков украинца. Особо ярко это проявилось во время освободительных войн XVI-XVII столетия – в период, когда начала формироваться современная украинская нация. Тогда людей, кроме веры, действительно мало что объединяло, ни территория, ни социальное состояние, ни общие взгляды. И хотя сегодня религия потеряла ключевую роль в объединении украинцев, свое влияние на них она оставляет.  Об этом свидетельствует хотя бы масштаб празднования годовщины крещения Руси, как фактической даты рождения украинской культуры.

Ющенко-Філарет
УНІАН
Патриарх Филарет хочет, чтобы Украина имела свою церковь. Президент Ющенко его в этом поддерживает
Второй фактор, который говорит в интересах "национализации" православной церкви, - патриотические позиции ряда церковных иерархов, которые совпадают с мнениями некоторых властьимеющих. Иерархию Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви рассматривают национальное православие, как одну из основ украинской независимости. Например, спикер УПЦ КП епископ Евстратий в интервью, посвященному июльскому визиту вселенского патриарха Варфоломея, отметил, что украинская нация и православие не стоит рассматривать отдельно. "Мы видим волю Божью в том, чтобы в Украине как независимом, самостоятельном, суверенном государстве была своя поместная православная церковь.   И это позиция, которая была засвидетельствована собором Украинской православной церкви 1-3 ноября 1991 года", - отметил Евстратий.

Такая мысль подтверждается позицией патриарха УПЦ КП Филарета, который собственную церковь считает едва ли не вопросом национальной безопасности. "Если наша церковь покается и вернется в Москву, можно будет ставить крест на Украине как независимом государстве. В соответствии с церковными канонами, независимое православное государство должно иметь свою церковь. Интересы украинского государства требуют независимой церкви, через которую другое государство не сможет влиять на ее политику", - сказал  Филарет в одном из своих интервью несколько лет назад.


 А выступая на Поместном церковном соборе в этом году, он сделал этот тезис жестче: "Причина непризнания нашей автокефалии заключается в Москве. Когда мы говорим о Москве, имеем в виду как российское государство, так и Российскую церковь. На сегодняшний день российское государство имеет единственное и надежное влияние на Украину посредством церкви. Если украинская церковь полностью отделится от Московского патриархата, Россия потеряет окончательную надежду на возвращение в лоно "единого отечества". Позиция очень очевидная – национальная церковь, и только она, гарантирует Украине независимость. А отсутствие национальной церкви – прямая угроза нашей государственности. Подобные мысли есть и у УАПЦ.


Еще одним аргументом в пользу церквей, которые отделились от Москвы, является диптих – список независимых (автокефальных) церквей мира, большинство из которых включены туда по территориальному или государственной признакам. Украина хочет стать в нем 16-й и повторить путь Эстонии, которой большие права, автономию от Российской церкви, предоставил Константинопольский патриархат. Он имеет на это право, но пока еще не спешит совершать такие действия относительно Украины. Поэтому главным аргументом все-таки остается намерение защитить украинские интересы от внешних влияний. Эта позиция поддерживается и государством, по крайней мере президентом. Но сближение дел церковных с политическими может стать и поводом для дискредитации независимой украинской церкви.


Сближение церкви и политических институтов противоречит украинскому законодательству, которое четко отделяет церковные учреждения от государства и школы. Поэтому все разговоры о государственной поддержке одной или нескольких среди многих религиозных конфессий страны могут вызвать удивление. Причем не только у православных Московского патриархата, которые не хотят независимости (таких много), а еще и у других верующих. Виктор Ющенко, который постоянно отмечает необходимость единой церкви для Украины, в своих религиозных симпатиях не переступил определенной критической границы. Ведь он признает всех религиозных лидеров, встречается с ними, проводит переговоры. И мысль едва не об опасности и антиукраинском характере УПЦ МП, для Украины очень сомнительна. Эта церковь, по крайней мере на официальном уровне, открещивается от политики вообще.


Председатель УПЦ МП Владимир в своих интервью постоянно отмечает внеполитический характер его церкви и вообще на "некомпетентности политиков в церковных делах". Более того, он отмечает что его церковь связана с Москвой не финансами или административным ресурсом, а прежде всего евхаристийным общением. А один из соборов УПЦ МП запретил своим священникам принимать участие в выборах. Конечно, эта позиция является во многом теоретической, ведь и церковные иерархи принимают участие в политической жизни, тех же выборах в местные советы, и крестный поход против НАТО или за дружбу с Россией у нас не редкость, и священники иногда делают абсолютно политические заявления, давая повод обвинять их в пророссийскости или заангажированности.


Например, митрополит Черновицкий и Буковинский Ануфрий несколько месяцев назад в интервью одному православному сайту заявил: "Были уже случаи попыток образования самостоятельной церкви в Украине. И ни к чему хорошему это не привело. Не знаю: духа ли у нас не хватает, есть ли какое-то Божье определение, против которого нельзя идти". Но лишь на основании таких заявлений называть антиукраинской церковь, в жизни которой принимают участие очень многие украинцы, нельзя. А вот то, что и Киевский, и Московский патриархаты сегодня стали элементом украинско-российских отношений, приняли на себя всю их сложность, очевидно. Вспомним хотя бы недовольство по поводу приема в Киеве московского патриарха Алексия, плакаты "Украина встречает своего патриарха", что предшествовали его приезду, и действительно увеличенное внимание государственных деятелей к патриарху Константинопольскому, на которого обиделись в Москве. Все это формированию национальной церкви в Украине не способствует.


Собор у Херсонесі
УНІАН
Вернется ли украинское православие к единству времен князя Владимира? Пока еще многовато факторов, которые мешают ответить: "Да".
Но есть в реализации этой идеи и сугубо канонические преграды. Православие – религия наднациональная, вселенская, и ее национальные особенности обычно ограничиваются обрядом, языком и некоторыми другими отдельными моментами. Конечно, иногда православие становится национальной идеологией, но его сугубо религиозный смысл заключается не в этом. В Киевском патриархате отмечают, что вопрос независимости церкви является не определенным до конца в каноническом плане. Но по меньшей мере два документа этот вопрос регламентируют. И большинство современных религиозных исследователей считают, что настоящие документы о национальной церкви не говорят.


Автокефалия церкви в православии основывается на 34-ом правиле святых апостолов (части раннехристианского документа, который регламентирует вопрос церковной организации) и решении третьего Вселенского собора христианства, согласно с которым автокефалию получила Кипрская церковь. Эти правила говорят о том, что у каждого народа, на каждой территории есть свой первоиерарх и, соответственно, своя независимая церковь. Но в то время, когда заключались эти правила, не существовало даже представления о нации или народе в их современном значении. Речь шла прежде всего о жителях разных территорий Римской империи начала нашей эры.


Вместе с тем, в ХІХ-ХХ столетиях в православных странах Европы возникает религиозный национализм. На основании именно национальных стремлений автокефальные церкви появляются в Греции, Сербии, Румынии, Польше, Албании, Болгарии, Грузии, Чехии, Словакии. Получение ими самостоятельности кое-где сопровождалось конфликтами, не менее громкими, чем в Украине. Например, очень долго независимость от Константинополя добывала Болгарская церковь, что очень похоже на украинскую ситуацию. Но есть и примеры, которые свидетельствуют, что существование национального государства совсем не обязательно предусматривает такую же церковь. Скажем, в Молдове достаточно спокойно люди ходят в храмы Московского патриархата. А поэтому церковные каноны однозначного ответа на стремление украинской церкви к самостоятельности не дают и однозначным основанием для ее независимости не является. Более того, в каноническом праве есть традиция, согласно с которой получить права и самостоятельность можно лишь от той церкви, которая их уже имеет. В нашем случае это или церковь-мать (Московский патриархат)  или Вселенский патриархат, от которого прямых намерений дать Украине автокефалию тоже не слышно. По крайней мере открыто об этом никто не говорил.


Хресна хода проти НАТО
УНІАН
Да и от политики православие пока никуда не может уйти
Выходит, что создание национальной украинской церкви сталкивается со многими проблемами. И, невзирая на важность православия в общественной жизни, пока еще эти препятствия остаются непреодолимыми. А еще решение о поместной украинской церкви, если оно таки появится, не обойдется без политики. Но история других поместных церквей свидетельствует, что рано или поздно и Киев получит свою церковную волю.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мнения 19 сентября, 2008, 17:52 679 1
Добавить в избранное
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 1
Выбор редакции