Шок азиатских телешоу

Мнения 2 октября, 2008, 13:21 1619
Добавить в избранное
Участники японских телешоу готовы месяцами сидеть голяком, плавать в кипятке и носить в прическе живых скорпионов.

Человека запирают в небольшом контейнере на колесах, в котором нет ничего, кроме туалета и матраса. Контейнер стоит посреди города. Единственным средством коммуникации является клавиатура, подсоединенная к дисплею, размещенном снаружи контейнера, – с помощью этого устройства человек может обращаться к теми, кто проходят мимо. Выпустить узника обещают только после того, как он преодолеет в этом контейнере расстояние в полторы тысячи километров. Каким образом? – нужно просить прохожих подтолкнуть контейнер. Питанием не обеспечивают, – от голодной смерти также должны спасти люди, которые отзовутся по просьбе.


Японські телешоу
Олег Шанковский
Японские телешоу могут шокировать кого угодно
Как вам такая ситуация? Достаточно рискованная идея: поставить собственное выживание в зависимость от случайных чужих людей. Это можно было бы истолковать как акт радикального современного искусства с социальным подтекстом.


Но в действительности это реалити-шоу. Японское. Оно продолжалось семь месяцев – именно столько времени потратил его участник на выполнение поставленного задания: добраться в контейнере от Кагошими в Токио. Называлось это шоу "Человек в коробке".


Милый, жестокий абсурд


Моя знакомая несколько месяцев провела в Японии. Она в полном восторге от тамошнего телевидения, даже при том, что почти не понимает языка: "Японское телевидение очень сильно отличается от западного. Там нет никаких канонов, к которым мы привыкли. Все эти шоу, даже новости, больше напоминают любительское видео, – ни одного намека на выстроенный кадр, на детально продуманную драматургию или визуальную стратегию. Оно производит впечатление полной анархической. В японском языке есть термин "каваи" (значит "симпатичный" или "прикольный"), который очень широко используется. Можно сказать, это одна из основных характеристик, на которую ориентируется эта поп-культура. Очевидно, именно на такое качество ориентировано у них телевидение – это прежде всего развлечение, то, что должно веселить, вызывать какую-то позитивную реакцию".


Игровые шоу – именно тот случай, когда для достижения желаемого эффекта годятся любые средства. Например, участник развлекательной программы "Насуби" был закрыт в комнате без еды, без всяких "предметов первой необходимости", к тому же, совсем без одежды. Основной его деятельностью было заполнение и отправление по почте лотерейных билетов. За счет выигрышей он должен был обеспечивать себя пищей и всем необходимым. Отпустить его пообещали тогда, когда сумма всех выигрышей будет составлять один миллион йен.


После того, как через 14 месяцев, узнику наконец удалось выполнить задание, продюсеры проекта выдали ему кое-что из одежды, завязали глаза и отвезли в Южную Корею, где закрыли в другой комнате. В этот раз ему нужно было тем самым способом заработать себе денег на билет на самолет домой. Шоу кажется абсурдным и слишком жестоким, но в Японии оно приобрело рекордную популярность, а его участник написал книжку о своем неповторимом опыте. Она сразу стала бестселлером. Абсурдность и жестокость (скорее жесткость) – одни из основных составляющих японской телеразвлекаловки. Программа считается успешной, если зрителя не оставляет мнение "Этого не может быть!" В результате такого шока он и остается прикованным к екрану.


Горе побежденным


От японского телевидения в восторге не только моя знакомая. В последнее время их телевизионные игровые шоу получили незаурядную популярность среди западных пользователей Интернета, – особенно такие, где участники должны выполнять разнообразные странные и сложные задания. Например, одно из самых популярных – "Человеческий тетрис" – в сети около 25 млн. пересмотров.


Этот проект можно описать приблизительно так: на участника, который стоит на краю бассейна, надвигается стена с отверстием странной формы. Чтобы она не столкнула его в воду, персонаж должен каким-то образом сквозь это отверстие проскочить – а такое немногие смогут. Если же все-таки удается, на игрока начинает надвигаться другая стена с отверстием еще более странной формы и так далее. Конечным заданием
является преодоление определенного расстояния сквозь эти подвижные преграды. Выполнить миссию практически невозможно.


Японські іграшки
AFP
Они могут быть несерьезными...
Кстати, это важная черта большинства подобных шоу, – они не ориентированы на выигрыш. То есть, кое-кому выиграть таки удается, и зрительский интерес заключается в другом, – интересной является сама ситуация и реакция на нее, или даже поражение, которое часто является самым эффектным моментом всего действа. Поэтому основным заданием участника является прежде всего продержаться как можно дольше и развлечь публику.


Вот пример: участники (в этом случае преимущественно участницы) соревнуются в том, кто лучше прорекламирует свой продукт. Но перед тем, как перейти непосредственно к конкурсу, они должны преодолеть ряд испытаний. На первом этапе девушки должны успеть переодеться в бикини, пока не опустится ширма (а она может опуститься в любой момент, поставив девушку в неудобное положение). На втором этапе игроки должны залезть в ванну с очень горячей водой, почти кипятком: сколько секунд они смогут там просидеть, столько времени им дадут на рекламу.


Часто кульминационным моментом в шоу является наказание тех, кто проиграл. Например, побежденного раздевают до белья, намазывают с ног до головы маслом и закрывают в клетке с тремя огромными собаками, которые из него это масло слизывают.


Американцы попробуют выжить


Как видим, драматургия японских шоу нехитрая: поставить человека в как можно более сложную и неудобную ситуацию. Не удивительно, что восторг публики от этого нередко возникает в результате шока. И, как свидетельствуют отзывы блогеров, именно неисчерпаемую возможность шокировать в таких программах больше всего ценят западные сторонники. Эту черту японских развлекательных проектов отмечает, в частности, и продюсер американской версии "Человеческого тетриса", Стюарт Краснов: "Главное в этих шоу – желание поразить. Мы в этом вопросе, как ни странно, большие пуритане. Но японцы будут шокировать любой ценой". Американскую версию этой программы (права на которую, кстати, уже купила и Россия) под названием "Дыра в стене" запустили в эфир в этом году, рядом с двумя передачами, созданными на основе японских проектов, – "Утереть нос" и "Я выжил в японском игровом шоу".


Телевізори у Японії
AFP
...но всегда привлекают внимание...
Очевидно, внимание американских продюсеров к японской развлекательной телепродукции привлек ее успех в Интернете. "25 миллионов людей в США посмотрели "Тетрис" в Интернете, – довольно говорит Стюарт Краснов. – Это невероятный старт для нашей версии шоу". Тяжело переоценить роль интернет-сервисов наподобие YouTube (видеоролики, которые легко скачать и просто комментировать) в создании "Я выжил...": "Мы несколько сотен часов потратили на пересмотр самых популярных роликов с записями японских шоу и отобрали все возможные элементы, которые могут быть между собой совмещены, – на основе их создали новые игры", – рассказывает Артур Смит, исполнительный продюсер проекта.


Сценарий программы таков: две команды участников без всякого предупреждения отправляют в Токио, где они должны играть в странные игры, выдуманные американскими режиссерами на основе "опыта, полученного от просмотра японских шоу".


В каждом раунде победители получают приз (например, VIP-тур по Токио), тогда как команда побежденных отбывает наказания, созданные по тому же принципу, – "на основе традиционных японских наказаний".


Будет ли кто-то сочувствовать герою?


Обращение американских продюсеров к материалу популярных в Японии шоу связано с желанием освежить эфир собственных телеканалов, ведь заинтересованность этими развлекательными проектами в сети превышает успех значительной части западных. По словам Краснова, "на большинство американцев современное телевидение навевает скуку, а японский подход способен захватить их внимание".


Но, с одной стороны, подчеркивая соответствие японских передач потребностям современной публики, американцы, вместе с тем, не пропускают случая противопоставить их "примитивную жестокость" более человечным традициям собственных программ.


"Ведущий в американском шоу смеется вместе с участниками не над ними, его заданием является поддержать того, кто проиграл. Тогда как в Японии – шок ради шока: если кому-то плохо – кого это интересует?" – комментирует Краснов, обращая внимание, что в западных развлекательных проектах вознаграждение победителя значительно выше, чем в японских. Вследствие этого главная интрига всего действа в западных проектах построена именно вокруг выигрыша – это создает дополнительный повод зрителям идентифицировать себя с участниками и болеть за них. В Японии же призы обычно совсем мизерные, поэтому и акцент переносится с участника на саму ситуацию.


Однако назвать "Я выжил в японском игровом шоу" американской адаптацией этих телеприключений было бы явным преувеличением. Уже в самом названии красноречиво подчеркнута дистанция, прежде всего это развлекательная передача, созданная в США о шоу японцев, что также засвидетельствовано и форматом. "Я выжил..." – не просто игровая программа, это реалитишоу об американцах, которые попали на ТВ другой страны. Хотя и здесь "японское телевидение" есть, конечно, штатовской постановкой.


Стратегия телеканалов США, как видим, достаточно осторожна: хочется использовать все те качества, которые делают японские шоу популярными, но при этом и сохранить определенную отстраненность – мол, все эти издевательства над людьми, которые так нравятся публике, выдумали не они.


Игра со смертью - родом из Голливуда


Японские игровые программы, конечно, отличаются как от слапстики, так и от документалистики – там участников умышленно ставят в реальные ситуации поражающих испытаний, именно это больше всего захватывает американскую публику.


Но похоже, что на Востоке просто воплотили давнюю мечту более пуританской западной аудитории. Только в более мягкой форме. Такие фильмы, как "Смертельные гонки", или "Человек, который бежит", где речь идет о телешоу, невероятная популярность которого держится на настоящем соревновании со смертью, воплощают куда более жестокую фантазию этой публики.


Японцы же удовлетворяют базовые потребности зрителей значительно веселее и экономнее. Кстати, игроками в таких программах являются профессиональные актеры, а не рядовые граждане, которые идут на жертвы ради нескольких сотен тысяч долларов призрачного выигрыша.


Читайте эту статью в №40 "Украинской Недели".

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию © По материалам Україна Молода / Александра Киричук
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мнения 2 октября, 2008, 13:21 1619
Добавить в избранное
Всего комментариев: 0
Выбор редакции