Развитие и упадок физкультурного движения

Сергей Жадан
Футбол все равно теряет свою сакральную составляющую, превращаясь в локальные бизнес-проекты, успешность которых давно зависит только от финансовых возможностей.

Что происходит с современным футболом? Во что превращают его агенты и представители селекционных служб? Они вынимают из него сердце, превращая в более-менее успешные бизнес-проекты, направленные исключительно на увеличение инвестиций с дальнейшим расширением бюджета.

И ты, со всем своим видением и пониманием Игры, которые тебе самому кажутся очевидными и беспрекословными, из ожесточенного любителя и знатока, способного терпеливо ожидать взлета своих любимцев и снисходительно прощать им их падения, незаметно превращаешься в такого себе пайщика, в рядового клиента большой отлаженной машины профессионального спорта, в колесико, своими скромными, но честными частными дотациями поддерживающее движение сложных механизмов трансферных продвижений, которые руководят финансовыми потоками, обеспечивая непрерывный спортивный праздник мужественных и несокрушимых мужчин.

Вся эта машина функционирует таким образом, что ты даже не обязан мучиться и проникаться спортивной стороной дела - в современном футболе достаточно правильно выбрать команду, за которую будешь болеть, и дальше можешь просто наблюдать за стабильными успехами своих любимцев. Сделать правильный выбор тоже не так сложно - сегодняшняя футбольная индустрия направлена на создание и дальнейшую поддержку нескольких основных динозавров клубного типа, на напряженное снабжение каждый раз новых объектов короткого и неблагодарного подросткового увлечения - всех этих новых Марадон и новых Зиданов, которые так натурально и непринужденно выглядят в рекламных роликах пепси и бьют очередные трансферные рекорды, однако так же легко и непринужденно сдуваются каждый раз, когда на них ставят и рассчитывают, разбивая мечты и сердца сотен тысяч взрослых (и не очень) мужчин.

Футбол превратился в фабрику серийного выпуска сомнительного качества суперменов, призванных отражать в телевизионном пространстве все твои напрасные надежды на справедливость, непредвзятость и принципы фєйр-плей. И можно понять всех этих школьников из стран третьего мира, которые гоняют мяч, натянув на себя китайские футболки с цветами Реала или Барсы - какой смысл болеть за своих, которые все равно облажаються в самый ответственный момент, когда можно с чистой совестью болеть за миллионеров из Юве, Милана или, на крайняк, Челси? Футбол превращается в макдональдс, поскольку у нас у всех так мало времени, и никто не хочет рисковать.

Даже если оставить в покое Юве с Миланом, и обратиться к локальным героям и неудачникам, выходит тоже не очень утешительно - футбол все равно теряет свою сакральную составляющую, превращаясь в локальные бизнес-проекты, и мера их успешности давно и недвусмысленно зависит не столько от спортивной злости, сколько от финансовой возможности. Наши любимые клубы трансформируются за счет инвестиционных вливаний в эдакие убежища для бразильских подростков, худшие из которых все равно играют лучше наших. Команды становятся похожими друг на друга, они теряют свою самобытность и собственный почерк, футбол унифицируется, а "боление" за команду своего города превращается в переживания о финансовой стабильности местных олигархов, которые являются кумирами подростков из малообеспеченных семей.

Что-то подобное пришло мне в голову на стадионе берлинского футбольного клуба "1.Унион", который принимал гостей из "Мюнхен-1860". Унион играет в первой немецкой лиге и шансов попасть когда-нибудь в Бундес-лигу, кажется, не имеет в принципе. Играют они на старом стадионе в восточном Берлине. Ремонт стадиона несколько лет назад провели сами фанаты. На одном из табло цифры вынимаются и устанавливаются вручную. Бюждет клуба смешной. Места в фанатских секторах стоячие и заполненные. В дорогих сидячих секторах публики мало. ФК Унион традиционно считается командой пролетарской, болеют за нее действительно если не пролетарии, то разные асоциальные типы левых взглядов и убеждений.

В общеберлинском масштабе команда откровенно проигрывает Герте, которая считается "основным" берлинским клубом, хотя играет сегодня в той же первой лиге. Каждое дерби вызывает большой интерес. В последнем противостоянии победили, кстати, именно пролетарии, что вызывало священный трепет у сторонников команды, хотя в долгосрочной перспективе это все равно мало что меняет. Противостояние клубов длится еще со времен ГДР - за Унионом тогда так же стояли пролетарские кварталы, за Гертой - штази. Матчи этих команд регулярно заканчивались драками их сторонников даже в общественно стабильные времена развитого социализма. Весь этот социо-исторический бекграунд ощущается довольно четко и сейчас: начиная с дешевых цен на пиво при стадионе, завершая пением и фанатскими лозунгами.

К чему я веду. Легко болеть за команды, которые побеждают. Легко отказываться от собственной специфики в пользу унификации. Мы беззаботно воспринимаем навязываемые нам условия и варианты, не слишком проникаясь наполнением предлагаемого нам продукта. Мы болеем за малоприятных работников, которые случайно и ненадолго оказываются в сфере наших интересов, мы творим себе кумиров, чтобы завтра о них забыть. Кому какое дело до традиций клуба? Кто проникается историей физкультурного движения? Кто бы пошел ремонтировать стадион своей команды? Разве вот эти берлинские пролетарии, накачанные дешевым пивом и преисполненные веры в собственный клуб. Даже несмотря на то, что он, в конце концов, проиграл таки этим чертовым баварцам.

_________________________________________________________________________________

Читайте также:

Война памятников

Война памятников подчеркивает, насколько для властьимущих важно перевести все твое недовольство ими в плоскость борьбы с привидениями истории.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 1
Выбор редакции