Путин и поэт

Матвей Ганапольский
На протяжении нескольких лет в различных изданиях появлялись стихотворные фельетоны или пародии, в которых поэт откликался на яркие политические события. Перед нами феномен возвращения интереса аудитории к поэзии.

В России феноменальную популярность обрел поэтический проект. На протяжении нескольких лет в различных изданиях появлялись стихотворные фельетоны или пародии, в которых поэт откликался на яркие политические события.

Эти фельетоны пользовались большой популярностью, однако тогда они были не более чем шуткой.

За все, за все тебя благодарю я -

Остановлюсь нескоро, коль начну.
За то, что ты, двенадцать лет царюя,
Отстроил телевизор и Чечню,
За олигархов равноудаленье,
За партии, застывшие в строю,
Медвежий труд, терпение оленье
И силу лошадиную твою.

Читатели видимо догадались, что это стихотворение о Владимире Путине.

Автор этих стихов не Лермонтов, хотя любители поэзии могут вспомнить стих самого Лермонтова, взятый пародистом за основу.

Имя поэта, переделавшего Лермонтова – Дмитрий Быков.

Любители словесности видимо хорошо знают этого феноменально талантливого многостаночника.

Он известный писатель – автор многочисленных толстых романов, лауреат всевозможных премий.

Одновременно он яркий журналист – трудно даже уследить за всеми его публикациями в еженедельных изданиях.

А еще он поэт. Мне не удалось прочитать его стихи, над которыми принято писать что-то типа "Любовная лирика. Избранное". Однако, стихи Быкова последнего времени стали феноменом не столько поэтической жизни (хотя и ее тоже), сколько жизни политической.

Уже на протяжении нескольких лет в различных изданиях появлялись стихотворные фельетоны или пародии Быкова (употреблю эти несколько старорежимные названия), в которых он, в тщательно стилизованной форме, откликался на яркие политические события. Эти фельетоны пользовались большой популярностью, однако были не более чем поэтической шуткой.

Однако, жизнь, как известно, преподносит сюрпризы.

Известный медиапродюсер Наталья Синдеева, продав свою известную радиостанцию "Серебряный дождь", в которой приобрели известность такие журналисты как Александр Гордон и Владимир Соловьев, решила заняться телевидением и открыла телеканал "Дождь". Зрители Украины могут увидеть его в пакете "НТВ+", а те кто, не видели, могут себе представить нечто молодежное и слегка оппозиционное. По сути, это повторение легендарной программы "Взгляд", только нового поколения с новыми идеями и на современном языке.

И вот именно на этом канале и родилась идея сделать рубрику "Поэт гражданин". Смысл в том, что Дмитрий Быков пишет свои острые социальные пародии, а читает их не кто иной, как актер Михаил Ефремов.

Проект имел бешеный успех.

Мчатся тучи, вьются тучи над равниною пустой.
Не сказать, что стало лучше, но закончился застой.
Президент сказал Китаю фразу, главную в году –
Типа я не исключаю, что на выборы пойду.
Тут премьер сверкнул очами и в ответ сказал врачам –
Мол, и я не исключаю! Да и кто бы исключал?
И хоть клятвой я считаю слово, данное врачу,
Но и данное Китаю я принизить не хочу!
Неужель решатся оба предложить себя стране,
А не править ей до гроба, как случилось в Астане?
Отступил от роли кто-то в нашем околоноля —
Обнаружилось болото там, где твердая земля.
Зыбко, вязко, мутно, стыдно и смешно по временам.

Те, кто прочитают текст внимательно, поймут очевидные намеки: "...править до гроба в Астане" - это про Назарбаева, который вновь безальтернативно стал президентом Казахстана.

"Отступил от роли кто-то в нашем околоноля" - намек на замглавы администрации президента Владислава Суркова, который считается "серым кардиналом" Кремля и инкогнито написал роман "Околоноля", правда в этом не признаваясь.

Псевдоклассический "штиль" Быкова идеально лег на манеру чтения Ефремова. Проект удался, но неожиданно быстро закончился – Синдеева его закрыла, честно признавшись, что боится реакции сановных правителей и не хочет рисковать всем каналом.

Вспыхнул скандал, однако все завершилось благополучно. Проект получил финансирование одного из Интернет-ресурсов, многочисленные СМИ стали перепечатывать тексты, а видео легко найти в "Ютюбе"

Слышен визг "Единой Раши" с подвываньями юнцов
Мчатся "Наши", вьются "Наши", невидимкою Немцов...
Горе, малый я не сильный! Съест упырь меня совсем!
Что же станется с Россией, коль расколется тандем?
Разделенье по Уралу, как мечталось на веку,
Чтобы Запад — либералу, а Восток — силовику?
Низвергается Миронов — первой жертвой, так сказать...
Но важней для миллионов точно знать, кому лизать!
С визгом яростным и воем, как в атаку казаки,
Мы бежим к своим героям, дружно свесив языки.

Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин.
Ничего не видят боле ни поэт, ни гражданин.
Этих свозят, тех разгонят — в общем, кончился уют.
То ли Родину хоронят, то ли замуж выдают.

К проекту Быкова-Ефремова можно было бы отнестись как к милой шутке. Однако, перед нами своеобразный феномен возвращения интереса аудитории к поэзии, как таковой, пусть своеобразной по форме.

А интерес к ней, скажем прямо, утерян уже тел 20-30-ть, и стадионы, внимавшие стихам Вознесенского и Евтушенко, давно, казалось бы, отошли в прошлое.

Однако, нет. Оказалось, что достаточно в профессиональный стих вложить остросоциальную форму, как интерес к человеку, произносящему стих, вспыхнул с новой силой.

И не удивительно, если читаешь вот такой текст (вернее, не читаешь, апоешь на музыку знаменитой песенки "Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта, вся жизнь моя вами, как солнцем июльским, согрета" из популярного фильма "Соломенная шляпка"), а сам текст посвящен отчету Путина перед Госдумой:

А вот, а вот премьер отметился в Госдуме,
Отчетом радуя умы,
И там, и там, в сплошном приветствующем шуме,
Как моль в наглаженном костюме,
Ему мешаем только мы.
Мы все, пока живые,
Из гущи, из толпы,
Все наши точки болевые,
Сынки и дочки молодые,
И больные, и попы!
Они уже все попилили и все порешали,
И столько набрали лапши, чтоб делиться с ушами,
А мы, то есть все населенье, им так помешали –
Бюджетники, дети, старухи, солдаты, клошары,
Крестьяне, менты, пациенты, студенты, лошары,
Кавказцы, нацисты, манкурты, удмурты, Рошали...

У премьера Путина есть традиция раз в год встречаться с "творческой интеллигенцией. Дмитрия Быкова неоднократно приглашали на эти встречи, но он находил предлог, чтобы отказаться.

В пятницу подобная встреча вновь состоялась, но в этот раз Быкова уже не пригласили.

Что может сделать, в подобном случае, поэт?

Только поблагодарить вождя. За все поблагодарить.

Сам Дмитрий Быков сказал, что если бы он пошел на эту встречу, то прочитал бы такую "благодарственную" поэму.

Начало этой поэмы – в начале этой публикации.

А вот окончание.

Итак, Поэт благодарит Путина за:

За кризис, без дефолта проходимый,
За жесткий стиль и в голосе металл,
За наш стабфонд, и впрямь необходимый,
Чего бы там и кто бы ни роптал,
За прекращенье всяческих политик,
За торжество стабильности взамен,
За Родину, что, словно паралитик,
Трясет головкой, но встает с колен;
За наш парламент, думающий хором,
За "Наших" в оголтелом кураже,
За Петербург, рождение в котором
Престижней всякой знатности уже;
За прессу во Всемирной паутине,
За посрамленье вашингтонских рыл...

Устрой лишь так...

Напомним, у Лермонтова далее так:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

____________________________________________________________

Читайте также:

Правда о Чернобыле через 25 лет – мы пережили ядерный взрыв!

Отмечая 25-летие катастрофы Чернобыля, мы отмечаем 25-летие некомпетентности властей СССР, не сумевших поставить "точки над i" в величайшей катастрофе современности.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 1
Выбор редакции