Пройти нельзя заметить

Пройти нельзя заметить

Матвей Ганапольский / Фото: Inopressa

Насколько землетрясение в Японии должно нас "колебать", насколько эта японская трагедия должна вовлечь нас в свою орбиту и нарушить привычный распорядок дня?

Читатель конечно же понял, что заголовок этого материала является парафразом классической фразы "Помиловать нельзя казнить", где смысл меняется в зависимости от поставленной запятой.

Землетрясение в Японии снова возвращает нас к вопросу личного отношения к подобному катаклизму. То есть, насколько подобное нас должно волновать.

Хотя, слово "волновать" тут не совсем верное - трудно представить, что мы, увидев чудовищную картину последствий цунами, зальемся слезами и три дня не будем есть, находясь в шоке от чудовищной катастрофы. Подобное поведение, скажем честно, будет ненормальным - видимо в организме существуют какие-то предохранительные механизмы, чтобы не воспринимать даже массовую гибель незнакомых людей как гибель члена своей семьи.

Поэтому, есть другое слово, оно более просторечное, но точное; и поэтому можно спросить так - насколько землетрясение в Японии должно нас "колебать", насколько эта японская трагедия (а это без сомнения трагедия) должна вовлечь нас в свою орбиту и нарушить привычный распорядок дня?

Вот, к примеру, мой друг, человек которого я крайне уважаю и которого знает весь Интернет - Антон Носик. Он в своем блоге о землетрясении написал так: "Знатно японские товарищи отметили выход на рынок iPad 2".

Потом он откорректировал свою позицию, признав шутку неудачной, но в следующем посте высказал такую мысль:

"...Но я должен безо всякого стыда признаться, что сам я этой всемирной отзывчивости не разделяю, и воевать за крестьян в Гренаде не пойду. Меня в очень ограниченной степени е*ут страдания народов Африки, Азии и Латинской Америки - даже тех из них, о которых в последние три недели ежедневно рассказывает CNN.

Я могу им от всей души сочувствовать, но я не стану делать вид, что их проблемы занимают важное место в моей жизни.

И на цунами в Японии я не готов реагировать так, как будто бы в нём погибли мои друзья и родственники. Потому что, слава Богу, никто из моих друзей и родственников там не погиб.

Можете сколько угодно считать меня человеком чёрствым, эмоционально тупым и неотзывчивым. Но для меня катастрофа в Японии – лишь часть мировой статистики".

Слова Носика откровенны, но думаю, что тот, кто решит осудить его за эту позицию, пусть спросит себя - а почему он сейчас не бьется головой о стенку, ведь по последним сведениям из Японии число жертв уже может достигать 10 000 человек.

И, конечно же, я не осуждаю Носика, тем более, что он публикуется под своим именем, а его нелитературный ник в "живом журнале" не более чем дань самокритике.

Но есть и другие, и о них разговор особый. Достаточно почитать комменты по поводу землетрясения, как тебя охватывает оторопь:

- это их господь за Курилы наказал

- как будто кому-то их жалко :)

- Все шутки про автомобили и аварии тоже отменить прикажете? В них сегодня народу погибло больше, чем японцев от землетрясения.

- А если серьезно, то для России есть отличный шанс, не потеряв лицо, вернуть украденные Курилы японцам.

Приведенные фразы типичны. Бог наказал за Курилы, Бог наказал за отзыв "Тойот", ну и так далее... То, что Бог накажет за стеб над слезами несчастных, потерявших близких как-то в голову не приходит... А он накажет.

Но народ с высшим образованием, попивая чаек у компа, полушутя-полусерьезно стебается над жуткой трагедией. То есть, японцам, конечно, сочувствуют, но анонимность Интерента так сладка, что из нутра лезет потребность что-то такое написать. И никто никогда не узнает, что это написал ты.

Говорят "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Похоже, что сидящие в Интернете не выходят из запоя. Интернет предложил публичную анонимность и граждане радостно знакомят окружающих со своим духовным дерьмом. Утром он в костюме и вежлив с покупателями, а вечером у клавиатуры - подонок с черной душой. Это не осуждение - это констатация!

Бог послал людям людям главное испытание - посмотреть на свою душу со стороны и испытать на сострадание. Не внешнее - показное, а внутреннее, истинное. Пока что граждане испытания не выдерживают - они даже не понимают, что в нем участвуют.

Причины такого тоже описаны в Интернте - люди самокритичны:

"В этом и трагедия народа. Нас столько лет изолировали от мира, что он и до сих пор находится для нас за загородкой. Мы вытаскиваем из него то, что нам нужно. Носику, например, iPad2. А остальной мир в целостности мы воспринимать не умеем. Не умеем радоваться чужим радостям и сочувствовать чужим трагедиям, реагировать на события, нас якобы не касающиеся. Все по принципу "свой-чужой". А западные люди ощущают себя чаще всего "человеками земного шара", поэтому анличанина конечно волнует японская трагедия. Он не рассматривает это как чужое горе".

Так или иначе, от анонимного злобствования в Интернете нет защиты, но даже и не в нем дело. Вопрос - кто с чем останется.

Если брать Японию, то она, точно как и после Второй мировой войны, быстро приведет себя в порядок, отстроится, сделает новый экономический рывок и выбросит на наш рынок новые телевизоры, машины и компьютеры. Мы же останемся с сейсмонеустойчивыми домами, стагнирующей экономикой и злобой.

Есть хорошее украинское слово - "чорноротий". Хорошо бы найти его аналог, применительно к компьютеру.

_________________________________________________________________

Читайте также:

Медведев говорит

Каждая фраза Медведева не просто содержала в себе новый посыл превращения России в образец свободы, но и демонстрировала - путинскому духу пришел конец.

Похожие темы:

Следующая публикация