Помаши рукою маме

Помаши рукою маме

Сергей Жадан

Меня умиляют попытки украинцев как-то осознать празднование дня соборности и дня октябрьской революции. Мне лично видится стремление к асболюту и равновесию.

Каким странным и непонятным путем двигается наше общество в поисках гармонии и нирваны, - думал я, шагая мартовскими улицами вечернего Харькова, и рассматривая многочисленные билборды, на которых внефракционный депутат Ляшко поздравлял женщин Украины с праздником 8-го марта.

Пижонский яркий пиджак делал внефракционного депутата похожим на какого-нибудь пастора новой альтернативной церкви, который лишь недавно приехал в нашу страну из какой-нибудь Австралии, еще не совсем акклиматизировался и разобрался со спецификой национальной ойкумены, и потому решил на всякий случай сначала поздравить женщин, а там видно будет.

Удивительным и непонятным, - думалось мне, - является именно умение и желание украинцев объединять в своем календаре такие, казалось бы на первый взгляд, несовместимыен вещи. Ведь вследствии тех геополитических и ментальных пертурбаций, которые пережило общество за последние двадцать лет, мы заботливо объединили в своем календаре старые советские праздники с новыми антисоветскими, плюс щедро приплюсовали к этому праздники церковные.

Склонность украинцев воспринимать жизнь как перманентный праздник духа, как растянутый до бесконечности государственный выходной позволяет нам химерным образом и без малейшего морального смятения с энтузиазмом встречать как день ВДВ, так и какую-нибудь Троицу. Да и само 8-е марта, день мира и весны, в нынешнем культурно-этнографическом дискурсе воспринимается не как праздник имени Клары Цеткин, а скорее как первый день поста, который обязательно должен закончиться сначала Воскресением, а потом – и Днем международной солидарности трудящихся, то есть праздником всех анархистов.

Я, конечно, далек от того, чтобы кого-то осуждать или призывать к бойкоту тех или иных красных дней календаря, поскольку занятие это довольно сомнительное. Могу даже сказать, что меня умиляют попытки украинцев как-то вместить в своем сознании целесообразность празднования дня соборности с днем великой октябрьской революции. За всем этим мне лично видится некая тяга к абсолюту и равновесию. А какое может быть равновесие без октябрьской революции, сами подумайте. Это уже не равновесие будет, а так – расселина в общественном спокойстии и размеренности. Тем более, если полностью отказаться от этого праздника, то следующего придется ждать больше месяца – аж до декабря, когда вместе с братскими нам католиками можно будет нырнуть в первый заплыв рождественских торжеств.

В любом случае мне лично понятна резкая реакция части украинцев на попытки отказаться от какого-либо повода для дальнейших празднований. А с другой стороны, согласитесь – никто не протестует против введения новых, пусть даже малопонятных и не до конца осознанных праздничных дней. Главное – не покушаться на праздники, к которым успел привыкнуть и притереться всем своим сердцем.

Вот, скажем 8-е марта. По большому счету, мало кого волнует идеологическая составляющая этого праздника. Да и речь для большинства граждан не о женской солидарности или равных правах, а о возможности щедро раскрашивать в яркие бодрые цвета еще одну часть серых будней за счет разных там подснежников и мимоз, а также большого количества тяжелого алкоголя. Речь идет прежде всего о том-таки духе праздника, о нежелании мириться с печальной действительностью, которая вне контекста выходных дней выглядеть безнадежно однотонной и бесконечно неинтересной.

иИ не стоит искать в этом идеологии. Если, конечно, не считать идеологией тягу к тяжелому алкоголю. Хотя попробуй кто-нибудь виступить против целесообразности этого праздника – и разговор, без сомнений, сразу же переведется именно в идеологическую плоскость, сводясь постепеннок отстаиванию позиций евродемократии или евроазиатства, к противопоставлению исторических достижений и культурного наследия, до обострения языкового вопроса и проблем межконфессионной терпимости, к вопросам колаборационизма и мародерства, ради принципов и отстаивания идеалов, крови, слез и цен на коммунальные услуги. И завершится подобный разговор призывом к отставке министра образования, можно даже не сомневаться.

Потому что каждому из нас есть что отстаивать и что защищать, каждый из нас имеет свое представление о том, что и когда праздновать, кого и с чем поздравлять. Мне лично нравится эта предпраздничная мартовская нервозность, эти детские попытки мужчин выглядеть в глазах своих женщин воспитанными и благодарными. Вот, как депутат Ляшко.

И чем тот вечер завершился! Что это была за компания! Они стояли у выхода со станции "Героев Труда", и судя по всему, их праздник мира и весны уже начался. Было их трое – две девушки и парень, которого они между собою делили. Я попал уже на тот момент, когда парень определился со своими приоритетами на этот праздник и упрямо отталкивал от себя одну из девушек – ту, которая была более пьяной. Та, которая была менее пьяной, тщетно пыталась их сдержать. В какой-то момент более пьяная собрала эмоции в кулак и запустила длинные накрашенные когти в лицо своему избраннику. За что и получила по челюсти и отлетела к киоскам с мандаринами.

Уже потом, когда мы поднимали ее с продавцом мандаринов, пытаясь поставить на ноги и привести в чувство, та, другая, менее пьяная, кричала, пытаясь оправдать в наших глазах поступок своего парня, что эта курва (ну, она по-другому сказала, но у нас на "Героев Труда", слово курва редко используется), сама виновата, и первая начала, и уже успела завалить Виталику раза четыре. Виталик нервно соглашался с этими ее словами. Мнение общественности разделилось – одни поддерживали Виталика, другие – курву, еще кто-то – продавца мандаринов, который по-своему тоже пострадал, но праздничное настроение было у всех, и празднование обещало быть веселым. Нужно будет позвонить маме, - подумал я. - Праздник, все-таки.

_________________________________________________________________________________

Читайте также:

Развитие и упадок физкультурного движения

Футбол все равно теряет свою сакральную составляющую, превращаясь в локальные бизнес-проекты, успешность которых давно зависит только от финансовых возможностей.

Похожие темы:

Следующая публикация