Падение "железного орла"

Третьего июня 1936 года произошла авиакатастрофа, которая радикально повлияла на бомбардировочную авиацию Германии — в ней погиб начальник штаба Люфтваффе генерал Вальтер Вефер

Еще в 1934 году Рейхсминистерство авиации Германии (RLM) сформировало требования к так называемому «Урал-бомберу» с целью превзойти лучший советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Свободнонесущий моноплан с убирающимися шасси должен был доставлять 2,5 т бомб к целям на Урале или в Шотландии. 

«Дорнье» и «Юнкерс» приступили к работе в 1934 году. Оба проекта были поддержаны Вефером, однако в штабе ВВС единодушия не было. Вефер добился заказа на три опытных бомбардировщика Дорнье Do.19V и три Ju.89V, но после его смерти штаб возглавил сторонник фронтовой авиации Кессельринг, и лишь усилиями RLM и инспектора бомбардировочной авиации генерала Курта Пфлюгбейля строительство четырехмоторных бомбардировщиков продолжилось. 

Первым 28 октября 1936 года был облетан Do.19V1, а Ju.89V1 полетел в следующем месяце. И Юнкерс, и Дорнье стремились к максимальной технологичности. Но ни у одного из претендентов с «дальностью до Урала» не получилось, и 29 апреля 1937 года оба проекта закрыли. 

Доработанный He.111V8 начал летать в январе 1938 года. В конце августа 1939 года Германия сосредоточила всю свою мощь против Польши. Ударной силой Люфтваффе на северном участке были Не.111 из эскадр KG 1, 26 и 27, а также из дислоцированной в Восточной Пруссии учебной эскадры LG 1 (I Воздушный Флот), а на юге — KG 4 (IV Воздушный Флот). В ночь на 1 сентября 1939 года эсэсовцы в польской униформе напали на радиостанцию в немецком приграничном городке Глейвиц — повод для войны был найден. 

Первыми атаковали Варшаву Не.111Н из эскадры KG 27 «Бельке». Базы польского флота на Балтике бомбили «хейнкели» из эскадры KG 1 «Гинденбург». Когда «нападение поляков» только начиналось, они уже шли к цели. Из Силезии самолеты KG 4 в первый день войны бомбили Краков и аэродромы под Львовом. Как только Великобритания вступила в войну на стороне Польши, KG 26 была переброшена на Запад для действий против британского флота. 

Польские истребители были устаревшими и малочисленными, структура ВВС и управление — несовершенными, командование проявляло нерешительность, но рядовые летчики и зенитчики показали себя с наилучшей стороны и за месяц (а активные бои продолжались лишь около двух недель) сбили 78 самолетов Не.111. 

He.111P
"Наука и техника"
В серию Не.111Р-4 пошел весной 1939 года, но массовые поставки начались лишь в октябре. До конца 1939 года было построено 224 таких самолета, на заводах Хейнкеля и Дорнье их сменил Не.111Р-6. 

Эта модификация получила самые мощные моторы DB-601N, с которыми самолет разгонялся до 440 км/ч. Не.111Р-6 понравился летчикам, но дальше варианты с дефицитными DB 601 строили только малыми сериями: Р-5 было 24, учебных Р-7 и Р-8 вообще по несколько штук. Всего до середины 1940 года было построено 739 Не.111Р всех вариантов, выпуск же самолетов Не.111Н с Jumo 211 продолжался. 

В октябре 1939 года завод в Ораниенбурге сдал первый Не.111Н-2 с Jumo 211A-3 (взлетная мощность 1100 л.с.) и бортовыми пулеметами. Вместе с заводом ATG до конца года он построил 502 таких бомбардировщика — темп выпуска значительно вырос. 

Морской Не.111Н-3 предназначался для действий с малых высот по кораблям. Для увеличения дальности левую бомбовую кассету можно было заменить на дополнительные баки, а в дальних полетах в состав экипажа включали второго штурмана. Усилили бронирование, а рост веса компенсировали 1200-сильные Jumo 211D-1. 

С ноября 1939 и по конец 1940 года «Хейнкель», «Арадо» и ATG дали 504 таких самолета. 

За 1940 год сделали 150 торпедоносцев, за ними последовали Не.111Н-5 с увеличенным запасом топлива: при подвеске одной торпеды на вторую балку вешали наружный бак, с которым дальность достигла 3100 км. 

С падением Польши активные действия переместились на морские ТВД, но весной 1940 года Гитлер возобновил атаку на Европу, захватив Данию, Норвегию и Бенилюкс. Не.111 все чаще использовались против городов — 14 мая «хейнкели» из KG 4 убили в Роттердаме 850 горожан. В июне сдалась Франция. Теперь на Западе противник остался один. 

13 августа 1940 года началась операция «День Орла»: немецкая армада, ядро которой составляли 463 полностью загруженных бомбами Не.111, обрушилась на Англию. Это была страшная сила, но она впервые встретила отпор. За август английские зенитчики и истребители сбили 60 «хейнкелей» — больше, чем бомбардировщиков любого другого типа. Это заставило перейти к ночным налетам, используя радиосистемы дистанционного наведения самолетов на цель, но англичане быстро научились ставить помехи станциям наведения бомбардировщиков. 

Группировку Не.111 бросили против мирного населения. С сентября 1940 по май 1941 года почти лишенные ПВО Большой Лондон и другие города Южной Англии подвергались непрерывным ночным бомбежкам, Ковентри был вообще разрушен полностью, но воздушное наступление все равно провалилось. Не смогли Люфтваффе и уничтожить английскую военную базу на Мальте, решив хотя бы такую локальную задачу. А в конце мая 1941 года «хейнкели» начали перебазирование на Восток. 

На границах СССР было сосредоточено 214 самолетов Не.111 в составе 13-ти бомбардировочных групп, еще 11 «хейнкелей» было в разведывательных частях. Основная роль отводилась пикировщикам Ju.87В и Ju.88А, но именно Не.111 первыми бомбили Киев и другие тыловые города, бросали тяжелые бомбы на фортификационные сооружения. 

В ночь на 22 июня 1941 года в штаб прикрывавшего Брестский укрепрайон 33-го истребительного авиаполка поступил приказ принять большую группу самолетов. Там усомнились в его подлинности, в результате Не.111 не нашли затемненный аэродром и пошли на Брестскую крепость. Без приказа комполка поднял свои четыре десятка И-16, и в 5.20 они настигли врага. Но пулеметное вооружение устаревших истребителей было слабо против Не.111Н, тогда лейтенант Гудимов таранил «хейнкель» и сам погиб. А когда истребители заходили на посадку после боя, над аэродромом внезапно появились вражеские самолеты, которые за несколько минут уничтожили половину полка… 

В Московской битве потери немецкой авиации оказались столь велики, что противник был вынужден прибегнуть к масштабным фальсификациям. Так группа II/KG 100, сформированная исключительно из экипажей довоенной подготовки и получивших боевой опыт в Норвегии и в Битве за Англию в составе печально известной III/KG 26, официально потеряла всего два Не.111 из тридцати, тогда как ветераны части в опубликованных после войны мемуарах утверждают: она к началу 1942-го была выбита полностью. Из II/KG 100 делится с потомками своими воспоминаниями о тех днях лишь наземный техсостав — летный остался под Москвой. 

Это было первое поражение фашистов, но впереди были тяжелые бои. 8 января 1942 года началась трагическая Ржевско-Вяземская наступательная операция. Немцы бросили в бой все резервы, концентрируя силы на главных направлениях. 21 марта тридцать бомбардировщиков He.111, Ju.88 и Ju.87 тремя волнами шли бомбить советские войска, но прикрытие отстало. 

Этим воспользовалась пятерка ЛаГГ-3 из 5-го гвардейского ИАП, они сбили два Не.111, заставив остальных сбросить бомбы в поле. Появились «мессеры», но и они не помогли. Враг не выполнил задачу, потеряв еще два истребителя и один бомбардировщик. 

По сравнению с И-16 или И-153 новые истребители Як-7, Як-9, ленд-лизовские Р-40, а затем и «аэрокобры» для Не.111 были уже противниками иного уровня, и состав Люфтваффе на Восточном фронте изменился.
Летом 1942-го на Востоке началась новая грандиозная битва — 30 июня на юге 6-я армия генерала Паулюса после упорных боев прорвала оборону, 12 июля вошла в пределы Сталинградской области, и 17 июля началась Сталинградская битва. 

Осажденный город продолжал давать оборонную продукцию — танки, бронекорпуса для Ил-2, боеприпасы, соляру и бензин. Немцы начали бомбардировки заводов фугасками калибра 1800 и 2500 кг. Истребителей не хватало ни у нас, ни у немцев, и задачи ПВО ставились даже перед Ил-2: 20 октября капитан Сударкин из 944-го ШАП в одиночку вел бой с пятью Не.111, сбив один и так и не дав остальным бомбить прикрываемый участок железной дороги. 15 ноября 1942 года шедшая на штурмовку пара Ил-2 из 225-го ШАП увидела и атаковала группу Не.111, «завалила» два, но остальные все же ударили по нашим позициям. 

Казалось, Сталинград был обречен, но 19 ноября советские войска перешли в наступление, и 6-я армия оказалась в гигантском «котле». В район Сталинграда было стянуто беспрецедентное количество тяжелых самолетов, в т.ч. 300 бомбардировщиков Не.111Н. Под Сталинградом противник признал потерю 490 самолетов, 165 из которых были типа Не.111. Вероятно, потери были еще больше. 

После Сталинграда окончательно стало ясно, что Не.111 больше не могут летать днем. Но замены Не.111 все не было, и в середине 1942 года в производство пошли два следующих варианта с 1340-сильными моторами Jumo 211F-2 — Н-11 и Н-14. 

He.111H с чорним камуфляжем для нічних операцій
"Наука и техника"
He.111H с черным камуфляжем для ночных операций
Из-за проблем с новым радиооборудованием ночной бомбардировщик-целеуказатель Не.111Н-14 пошел в серию только в 1944 году, их было сделано 50 для Западного фронта, причем из-за нехватки того самого радиооборудования 20 из них были переделаны в буксировщики планеров и пошли на Восток. 

Первые Не.111Н-16 отличались от предшественников разве что средствами связи и навигации, а также снятым передним пулеметом в нижней установке. Но вскоре на He.111H-16/R1 появилась вращающаяся на 360 градусов верхняя электрифицированная башня DL 131 с крупнокалиберным пулеметом, которая стала стандартной. 

С конца 1942 по конец 1943 годов сделали 1155 самолетов Н-16, в основном бомбардировщиков, буксировщики планеров He.111H-16/R2 и целеуказатели He.111H-16/R3 строились малыми сериями. Еще 280 старых Не.111Н-6 и 35 самолетов варианта Н-11 были переоборудованы по типу Н-16. 

Для весны 1944 года скорость 480 км/ч была явно недостаточной. Фирма не оставляла попыток спасти безнадежно устаревший самолет, используя все возможности, но тщетно. К лету 1944 года в составе Люфтваффе на Восточном фронте числилось 440 самолетов Не.111, но лишь 260 из них были боеспособны. В 1944 году немецкая промышленность сдала только 714 самолетов Не.111, их выпуск был прекращен с принятием «чрезвычайной истребительной программы», ознаменовавшей конец наступательной стратегии Люфтваффе и переход к «глухой обороне». Всего было построено 7585 экземпляров Не.111. 

В начале 1944 года Красная Армия вышла к границе с Польшей, а 18 марта — с Румынией, начиналось освобождение Европы. Пытаясь остановить советское наступление, в начале лета 1944 года немцы нанесли контрудар в районе румынского города Яссы. 

Перед экипажами Не.111Н из KG 27 была поставлена задача блокировать важный железнодорожный узел Бельцы (Молдавия). Ночной перехват Не.111 был задачей уже вполне разрешимой, все дело было в уровне подготовки летчиков и организации боевой работы. Для борьбы с ночными «бомбовозами» сформировали 45-й авиаполк особого назначения, вооруженный имевшими мощное пушечное вооружение самолетами A-20G-1 «Бостон» с РЛС «Гнейс-2». 

Результат был скромен. В ночь на 22 июня 1944 года 180 «хейнкелей» из 4-й, 27-й, 53-й и 55-й эскадр обрушились на Полтавский аэроузел, на котором приземлились после очередной «челночной» операции 199 американских самолетов. Было сброшено более 100 тонн бомб, без собственных потерь уничтожив 41 бомбардировщик В-17, 1 истребитель Р-38, 2 транспортных С-47 и 15 советских самолетов. 

Аэродром Миргород, также использовавшийся американцами, противник не нашел, но и взлетевшие на перехват наши Як-9 и «киттихауки» 310-й авиадивизии ПВО вообще не обнаружили вражескую армаду. 

He.111 з складеними шасі як символ повалення Люфтваффе
"Наука и техника"
He.111 со сложенными шасси как символ низвержения Люфтваффе
Удар по Полтавскому аэроузлу был последним большим успехом Не.111, который привел к свертыванию крупных «челночных» операций американской бомбардировочной авиации с советских аэродромов. Но обстановка на фронтах уже не позволяла вести стратегические операции устаревшим Не.111.

Полную версию статьи читайте в журнале "Наука и Техника".

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию © По материалам "Наука и техника" / Мороз С.Г.
Увидели ошибку - контрол+энтер
Всего комментариев: 0
Выбор редакции