Майдана больше не будет никогда

Майдана больше не будет никогда

Фото: ТСН.ua

Все, что будет потом - будет брутальнее и страшнее.

Майдана больше не будет. В такой форме, в какой мы знали его – больше не будет никогда. За последние полгода страна научилась уже не игрушечному подполью, которым восхищался и которому поражался весь мир, а чему-то совсем другому.

То был прелестный вертеп, театральный роман-импровизация, в котором мы все были актерами, режиссерами и авторами декораций. Спектакль окончен и, увы, больше не повторится никогда.

Мы рисовали Майдан, снимали о нем эпосы, рисовали скетчи и иконы, жили им.

Иконы остаются, но как бы нам ни хотелось остаться жить в храме, совместить монастырь можно только с богадельней, где святые, сумасшедшие, раскаявшиеся, неугодные и бывшие преступники скрываются от репрессий, правосудия или от самой жизни. Скрываются под личиной идеологических борцов.

Таков был Майдан и такова суть монастыря. Майдан – монастырь, вышедший на войну и воевавший только ему присущим оружием. Уникальный детский сад демократии. Все, что будет потом - будет брутальнее и страшнее.

Годы, а то и сотни лет пройдут, прежде чем найдется общество для нового Майдана, настолько же инфантильное, как еще недавно наше; монастырь, не владеющий ни одним боевым искусством, кроме искусства пения.

Нам удавалось искренне сыграть мирный протест, потому что мы не перешли черту, начерченную кровью.

До сих пор мы были людьми, которые за века борьбы за гражданские свободы не добились права ношения и использования огнестрельного оружия, этого главного атрибута свободного гражданина во все времена. Правдами и неправдами, войной и испытаниями вынужденным миром, но таким обществом мы перестали быть.

Поэтому Майдан, будучи самым мирным и эстетским в мире театром военных действий, уже не сможет быть таким. И дело не только в солдатах, которые рано или поздно вернутся с фронта, дело в каждом из нас.

Не дай нам боже следующего Майдана, потому что то, что случится, больше не будет мирным протестом. Просто не сможет им быть, потому что времена мирного протеста закончились даже не в тот день, когда погибла Небесная сотня, и не тогда, когда началась настоящая война. Это время закончилось тогда, когда каждый из нас задал себе вопрос: "Имеет ли право жить человек, стреляющий в меня?"

Я не знаю, как вы, но я ответил на этот вопрос однозначно.

Не дай нам боже в нашей истории следующего Майдана, потому что это слово больше никогда не будет означать то, что мы привыкли в нем слышать. Это ужасные новости, но мы должны быть готовы к ним так же, как должны быть готовы к войне.

А Майдан?

Следующий виток его, надеюсь, случится не здесь, а в стране, еще более тоталитарной, постсоветской и даже не прошедшей (вероятно, по состоянию здоровья), экзамена по вступлению в демократический детский сад, из которого нам только что посчастливилось выйти.

Похожие темы:

Следующая публикация