Каким богам верят украинцы

Мнения 21 августа, 2008, 12:48 680
Добавить в избранное
Религиозная свобода, историческое христианство и не такое далекое атеистическое прошлое сформировали весьма специфический образ украинского верующего.

Среди всех институтов общества современные украинцы больше всего доверяют церкви. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что интерес к религии сегодня не меньше, а то может и больше, чем, например, к политике. Но религиозность украинского мира чрезвычайно специфическая.


В Украине иногда одна улица совмещает культовые сооружения разных религий. Вот как эта улица в Евпатории


Во-первых, Украину нельзя называть религиозной. Это очевидно не только на основе законодательства, согласно которому у нас светское государство, а еще и из статистики. По данным опросов, проведенных в прошлом году Центром имени Разумкова, верующими себя считают 59% украинцев. Впрочем, атеистов у нас не очень-то и много. Почти 20% опрошенных людей колеблются между верой и ее отсутствием, а 6% вообще не могут определиться в своей принадлежности к какому-то виду вероисповедания. Так же Украина не является христианской или православной страной, невзирая на повышенное внимание общества именно к этим религиям.


По информации, предоставленной Государственным комитетом Украины по вопросам национальностей и религии, в начале 2008 года на территории  Украине существовало 55 религиозных направлений. Православных, как оказалось, среди верующих больше половины (у трех православных церквей, среди которых доминируют УПЦ Московского патриархата, лишь одних обществ насчитываются свыше 16,5 тысяч). Помимо этого огромную роль в религиозной жизни играют греко - католики (почти 4 тысячи обществ), римо-католики и особенно протестанты. С ними до сих пор связано множество стереотипов. К примеру, баптистов, которые достаточно давно существуют на Украине, многие до сих пор считают сектантами. А протестанты, между прочим, - 30% всех украинских верующих.


У нас присутствует много религий, связанных с отдельными этносами: иудаизм, ислам, лютеранство и т.д. Получается, что на сегодняшний день православие является наиболее влиятельным, однако не доминирующим в Украине религиозным направлением. Недавнее празднование годовщины крещения Киевской Руси показало, что христианство остается очень важным, учитывая поиск исторического происхождения современным украинцем.


Второй особенностью современной духовной жизни является то, что у нас численность религиозных людей намного меньше, чем количество верующих. Религиозность невозможна без особенного поведения, выполнения определенных обрядов и предписаний человеком. Например, чтобы быть православным, недостаточно всего лишь разделять догматы этой религии. Также необходимо регулярно посещать храм, принимать участие в основных таинствах, организовывать основные события своей жизни (свадьба, рождение детей и т.п.) с основными положениями этой религии. По данным того же Центра Разумкова: если верующими себя называют около 60% украинцев, то, например, участие в богослужениях принимают всего от 17 до 25% человек.


У нас в религиозной сфере развито явление, известное как "шейлаизм". Виктор Еленский, религиовед, пояснил, что это своеобразная форма "приватизации" религии, когда человек создает свои верования, не проникаясь тем, что об этом думает церковь. Этот термин произошел от слов американской медсестры Шейли Ларсон, которые записал научный работник из Штатов Роберт Белла. "Я верю в Бога, но я не религиозный фанатик. Не помню, когда я в последний раз была в церкви. У меня есть своя вера - шейлаизм", - говорила девушка. Такое отношение к религии достаточно распространено и в Украине, и этому есть объяснение.


Святкування річниці хрещення Русі
УНІАН
Празднование годовщины крещения Руси еще раз доказало, что христианство сегодня - самая влиятельная релгия в Украине
Празднование годовщины крещения Руси еще раз доказало, что на сегодняшний день христианство самая влиятельная религия на Украине


Во-первых, со времен СССР религия (это касается всех конфессий, хоть и по-разному) вынуждена была превратиться в личное дело каждого человека, часто лишенная возможности посещать богослужение. Во-вторых, отделение церкви от общества – тенденция общемировая, и Украину она не миновала. В нашем обществе немалое влияние за собой оставляют традиционные и исторические религии. Поэтому человек, даже если он и неверующий, считает себя православным или христианином. А вот в церковь он при этом чаще всего не ходит.


Кстати, такая специфика восприятия традиционных верований отображается и в ярко выраженном региональном характере украинской религиозности. По статистике Государственного комитета Украины по вопросам национальностей и религии, наиболее религиозной является Западная Украина. Здесь, например, традиционное греко-католическое вероисповедание сохранило свои крепкие позиции, невзирая на советские репрессии и жизнь в катакомбах на протяжении нескольких десятилетий. Много верующих в центральных областях, юг отличается значительным распространением религий отдельных этносов (например, ислам крымских татар).


А вот в Восточной Украине, население которой до сих пор серьезно чувствует советское влияние, религиозных обществ меньше всего. В то же время, восток больше всех открыт к самым разнообразным духовным инновациям. Например, при условии, что в этом регионе концентрируется менее 10% всех религиозных обществ, в одной лишь Донецкой области действует 10% всех неохристиянских харизматических обществ Украины.


Получается, что большинство украинцев сегодня являются христианами, однако большой частью не религиозными людьми. А еще нашему верующему соотечественнику присуще смешивание таких верований, какие вовсе не пригодны для сочетания. Некоторые православные христиане охотно пользуются "услугами" разнообразных гадалок и целителей. А эти деятели, которых церковь однозначно осуждает, активно применяют такую христианскую символику как кресты, иконы.


Поминальні дні
УНІАН
В Украине очень часто смешиваются разные реилигийные традиции. Поминальные дни - яркое свидетельство этого
В Украине множество смешиваний разнообразных религиозных традиций. Поминальные дни - яркое тому свидетельство


Вспомним и то, что спустя неделю после Пасхи большинство из нас идет на кладбища, чтобы выпить и поесть на могилах предков. Даже священники туда приходят, чтобы освятить свечи и пасхи. Но такой обряд не имеет ни единого отношения к христианству, ведь он – типичный языческий ритуал, который сохранился с давних времен. Такое совмещение, по-видимому, определяет образ современного религиозного украинца – человека, который все еще воссоздает свою духовность, при этом используя все возможности свободного, с религиозной точки зрения, общества.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мнения 21 августа, 2008, 12:48 680
Добавить в избранное
Всего комментариев: 0
Выбор редакции