Каково плавать в бассейне с крокодилами

Каково плавать в бассейне с крокодилами

Фото: Reuters

Жить в "ДНР" нельзя, но выживать приходится – каждый делает это по-своему.

Какова она, жизнь в "молодой гордой республике", эфемерном образовании под названием "ДНР"? Этот вопрос интересует многих на "большой земле" - так называют остальную часть Украины те, кто остался в цепких объятиях "освободителей".

Начну с того, что, пожалуй, жизнью назвать пребывание здесь было бы большим преувеличением. Скорее, это попытки остаться в живых и не сойти с ума.

Все, кто мог (из адекватных людей), давно уже свернулись и переехали на территорию Украины, свободную от "ополченцев-освободителей" . Кто не смог выехать – пытается выжить здесь. На самом деле мало кто из оставшихся симпатизирует "ДНР". Кого-то не отпустили семейные обстоятельства, кто-то не видит способа устроиться на новом месте.

О политической стороне существования в "дыре" я уже писал, этот текст посвящу стороне экономической. Тем более что сей вопрос очень интересует тех, у кого остался здесь какой-нибудь бизнес, а также тех, кто не прижился на "большой земле" и планирует вернуться.

По сути, существование "ДНР", как, впрочем, и "ЛНР", полностью финансируется Россией. Причем, по слухам - эта помощь уже уменьшается, и будет уменьшаться еще больше в дальнейшем. Недавно Донецк стал резко замерзать – это Россия убавила давление газа в отдельной "донбасской" ветке. Подолгу нет горячей воды, часто отключают отопление. "Народный мэр" Донецка только и смог по этому поводу, что ляпнуть в одной из соцсетей: "Но вы же понимаете, что мы не имеем право это комментировать".

Обеспечение "ДНР" бюджетных сфер, которые по большей части только имитируют бурную деятельность, отдельная тема. Скажу только, что недавно довелось увидеть предлагаемые зарплаты "ДНРовского" центра занятости – и был сражен. Цифры даже меньше, чем в худшие годы Украины, только эти цифры – в рублях.

Бизнес бежит из "ДНР" пачками. Кто не уехал раньше по политическим мотивам и просто из желания оставить свой бизнес в своей собственности и при этом выжить, теперь бегут из-за погромов – проверок от "властей" "ДНР" или "по настроению" – от "ополченцев".

Правда, бежать чаще всего приходится без бизнеса. Вывезти его отсюда – большая проблема. "ДНР" блокирует не только вывоз промышленного оборудования (без разницы, какой формы собственности), но и комплектующих и собственного товара. Украина в свою очередь блокирует ввоз всего вышеперечисленного уже в "ДНР".

Тем, кто остается, приходится несладко. Мой знакомый предприниматель – Алексей – старается особо не контактировать с госструктурами "народной республики". Один раз у него удалось получить от них заказ на поставку товара из Украины (ибо украинское лучше и дешевле, какой товар – не скажу, но ничего криминального). Они даже заплатили за него, но сразу внесли в свои "списки" и вытрясли обратно всю сумму поборами и штрафами.

И это Алексей еще многое не договаривает, в частности, как просто по прихоти они арестовали фуру с товаром и потребовали за нее несколько тысяч гривен взятки. За полтора года существования блокпостов и пропускной системы вообще – пышным цветом там расцвела коррупция. Причем участвуют в ней и с "ДНРовской" стороны, и с украинской. И те, и другие могут очень даже легко арестовать груз. Исход вопроса зависит от влиятельности "переговорщиков", а то и "крыши" участников "переговоров".

А есть еще случаи внеплановой ревизии-"наезда" от "ДНР", после которых требовали взятки несколько миллионов. Или как просто прошили груз из автоматов в качестве проверки. Или как крупные штрафы требовали просто за несвоевременную подачу документов.

Что касается крупного бизнеса, все, что знают жители Донбасса - идет большая торговая война с элементами геополитики и информационной войны как стран, так и крупных бизнесменов. Рядовые жители мало что в ней понимают и ориентируются только на противоречащие друг другу слухи. Также известно, что небольшой процент полонения бюджетов "республик" происходит за счет мутных схем торговли углем и металлоломом. Здесь очень заметны следы телодвижений бывших хозяев региона.

Не менее важен для оказавшихся в ловушке "дыры" людей валютный вопрос. Курс рубля к гривне – вопрос, пожалуй, самый интересный в "ДНР". На нем и зарабатывают представители "ДНР", открывшие многочисленные обменные и обналичивающие ларьки, по слухам, контролируемые самим Захарченко. Также этот непонятный курс даёт какие-то возможности предпринимателям из Украины.

По курсовой разнице надо объяснять отдельно. Например, надо заплатить в "бюджет" 150 грн, по-"дэнээровски" это – 300 рублей. Меняются гривны на рубли по курсу 2,7 рублей за 1 грн, и фактически эти 150 грн обходятся в 111 грн. В "ДНР" рубли по курсу 1 к 2, а реальный курс гривны процентов на 30 выше.

Алексей рассказывает: "Раньше (сейчас гривны все прячут) можно было наблюдать на кассе человека, который расплачивался гривнами. Так вот, в августе на каждой такой оплате он терял где-то 30-40%. Я же, имея гривны, шел на "черный рынок" и менял по реальному курсу. В тоге для меня все товары и услуги были дешевле на 30-40%. Проще говоря, если я прихожу в магазин, вижу цену на товар 100 грн или 200 руб, иду на кассу и рассчитываюсь гривнами, то товар обходится мне в 100 грн. Если же я предварительно купил у менял 200 рублей (по реальному курсу, а в августе курс был где-то 0,37 грн за 1 рубль), то это "магазинные" 100 грн обошлись мне в 74 грн. Живущие в Донецке до сих пор не понимают этой простой математики и продолжают переплачивать. Эта схема нереального обмана населения работает до сих пор".

О российских законах говорят: "глупые и жестокие, но необязательные к исполнению". Многие законы и акты "ДНР" просто скопированы с дурных российских правил, как, например, о деятельности частных предпринимателей-рыночников, упрощенцев и юридического лица на общей системе налогообложения. Они не имеют права нанимать сотрудников, работают самостоятельно. Не обязаны вести книгу доходов или иметь расчетно-кассовый аппарат. Но не проработав и одного года, предприниматель-упрощенец обязан носить документы в налоговую.

Молодому "государству" очень нужны деньги и они постоянно пытаются "трусить" мелочевку. Обычно это происходит так: "Говорят – дайте такие-то документы, мы даем, нам говорят – это не все, мы говорим – мы дали все, нет – дайте еще. Нам устно говорят – дайте документы, мы им устно – дайте письмо и т.д.". "Качество" инспекторов, которые остались в налоговой, очень низкое – желание трусить бизнес есть, а знаний не хватает.

Налоговики посещают рынки, контролируют только наличие патентов и оплаты фиксированного налога. Увы, рынки Донецка – это единственный работающий сегмент малого и среднего бизнеса. Большая часть рынков была "национализирована" (отжата). Новые управляющие (владельцы), как правило, снижают арендную плату. Аренда снижена, конкуренты вроде "Метро" и "Ашана" уничтожены, интернет-торговля практически парализована – так что зарабатывают на рынках.

Многие адекватные люди тем не менее продолжают жить в Донецке. И они сейчас, как большинство других обычных граждан Украины, не по своей воле попавших в "райские кущи" "ДНР", остаются заложниками этой ситуации.

"Сейчас интернет- публика возмутится – а что же вы не пойдете в АТО, как можно торговать с оккупантом? Проще излить гнев за компьютером... Но как бы вы поступили на нашем месте, когда не можешь бросить престарелого неходячего родственника, когда от твоего предприятия зависит элементарное пропитание многих людей? Когда ты все-таки надеялся, что этот кошмар ненадолго, а приходится приспосабливаться...", - говорит мне напоследок, вздыхая, Алексей.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация