Как Налоговый кодекс стал "народной волей"

Как Налоговый кодекс стал "народной волей"

Сергей Лямец

На дворе 11 сентября. Что мы знаем о реальном Налоговом кодексе? Ничего – его никто не видел, вся страна наблюдает за манипуляциями с десятком проектов.

Хотите знать, чем закончилось всенародное обсуждение Налогового кодекса? Я тоже. А вот премьер не хочет. Иначе он бы не рассказывал, что документ готов, когда в Украине еще не подведены итоги всенародного обсуждения проекта.

В начале сентября Николай Азаров устроил публичную презентацию Налогового кодекса. Изюминка выступления была в том, что в готовом виде его никому не дали. Премьер с голоса начитал некоторые параметры будущего кодекса. В частности, налогообложение депозитов, введение налога на недвижимость и другие крайне спорные моменты.

А спустя несколько дней, открывая заседание Кабмина, Николай Азаров заявил следующее – доработанный вариант Налогового кодекса является оптимальным. Хотя тут же признал, что документ никто в глаза не видел.

В заявлении премьера есть сразу два ключевых слова: "доработанный" и "оптимальный". Выходит, что правительство уже имеет кодекс, который понесет в парламент?

Похоже, об этом не догадывались даже посвященные. 7 сентября лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что лишь через 8 дней Кабмин должен утвердить Налоговый кодекс после предварительного обсуждения предпринимателями. В тот же день вице-премьер Сергей Тигипко сказал, что на доработку нужны еще 10 дней.

Значит, итоги всенародного обсуждения даже не подведены. И уж тем более невозможно было учесть их в тексте кодекса. Все это говорит только об одном: итоги всенародного обсуждения никак не относятся к Налоговому кодексу, который будет принят до середины октября.

7 сентября министр финансов Федор Ярошенко вышел на трибуну Верховной рады, и заявил, что отныне кодекс – это не просто сочинение правительства, а "воля народа".

Выступление министра напоминало фарс. Он объявил, что зачитает итоги всенародного обсуждения. Но вместо этого зачитал положения кодекса, который создало Министерство финансов. Но добавил, что это соответствует тому, о чем просили жители страны во время публичных обсуждений.

Чтобы прояснить, о чем просили жители страны, вспомним публичное обращение депутатов местного совета города Изюм Харьковской области. После ознакомления с текстом проекта они открытым текстом сказали, что центральная власть "объявила среднему и мелкому предпринимательству настоящую войну". Возникает резонный вопрос – зачем вообще было устраивать эти дебаты, если их результаты напрямую игнорируются?

Если бы наша страна была такой, как написано в Конституции, все происходило бы иначе. Сначала Минфин и правительство подготовили бы единственный вариант Налогового кодекса. Потом этот документ выносился бы на всенародное обсуждение.

После того, как люди оценили бы проект, все их пожелания должны быть сведены в единый документ, чтобы в корне изменить текст кодекса. Я уже не говорю о том, что совершенно нормально было бы собрать представителей бизнеса и обычных граждан, которые отстаивали бы интересы бизнеса и граждан.

Лишь после этого наступил бы черед парламента. А дальше бизнес сидел бы перед телевизорами и сравнивал свои предложения и итоговый текст Налогового кодекса.

В Украине был нарушен каждый из этапов. Во-первых, вместо одного проекта существуют минимум четыре. Один правительство разработало изначально. Со вторым носится вице-премьер Сергей Тигипко. Третий подан на всенародное обсуждение. И вот, оказывается, есть четвертый – о нем говорят Азаров и Ярошенко как об итоговом.

Далеко не все в порядке и с самим всенародным обсуждением. Как и следовало ожидать, работники Минфина, которые сводили воедино пожелания "трудящихся", подошли к процессу очень выборочно.

По словам депутата Ксении Ляпиной, 90% предложений предпринимателей просто не фиксировались. А из тех предложений, которые были зафиксированы, уже понятно, что коренным образом изменяется концепция Налогового кодекса.

Какими были неучтенные предложения, можно догадаться. Вот некоторые тезисы из послания изюмской рады. "Новый Налоговый кодекс фактически уничтожит упрощенную систему налогообложения и нивелирует единый налог"... "Расширение полномочий налоговой инспекции прямо нарушает конституционные права граждан Украины"... "Обыски помещений, безапелляционность решений, принятых налоговой, принудительное взыскание, аресты - это прямое уничтожение предпринимательства"... "В Налоговом кодексе заложены системное игнорирование принципа равноправия плательщиков и органов налоговой инспекции".

О какой тогда "воле народа" говорит Ярошенко? И что Азаров имеет в виду, говоря слово "оптимальный"?

На самом деле, иначе и быть не могло. Всенародное обсуждение было уничтожено как идея уже тогда, когда пожелания бизнеса назначили фиксировать обладминистрации, а воедино сводить - специалисты Министерства финансов. И те, и другие имеют изначальный конфликт интересов. Они представляют собой ту самую власть, которой нужно как можно больше денег в бюджет.

Единственная ли это интрига вокруг Налогового кодекса? Конечно, есть и другие сюжеты.

Один из них – недовольство документом в самой Партии регионов. Еще когда первый вариант кодекса попал в парламент, "бело-синие" раскололись. Часть из них начала петь хвалебные гимны разработчикам Налогового кодекса, другая часть заявила, что вот это они поддерживать не будут.

Совершенно очевидно, что недовольство никуда не ушло. Это дал понять Виктор Янукович, которому пока удается лавировать "поміж крапельками". "Недостатков столько в этом Налоговом кодексе, что критиковать можно его, как угодно. Но в конце я Николаю Яновичу сказал, что эта дискуссия состоялась в стране, в обществе и сейчас будет перенесена в парламент", - сказал о чем-то своем президент.

Давайте подытожим. На дворе 11 сентября. Что мы знаем о реальном Налоговом кодексе? Ничего – его никто не видел, а взамен вся страна наблюдает за непонятными манипуляциями с добрым десятком проектов. Что происходит?

Похожие темы:

Следующая публикация