Что не поделили "бандеровцы", "бандиты" и "москали"?

Мнения 9 октября, 2008, 14:00 172
Добавить в избранное
Украинцы пока еще не поняли, на каком основании им построить свою общую историю и избавиться от предубеждений относительно своих соотечественников.

Современный украинец не чувствует единства своей страны. С первого взгляда может показаться, что эта разница сугубо политическая и электоральная - в одной части государства обычно голосуют за одних политиков, в другой - за других, по поводу чего и спорят. Тем более, вскоре у нас опять должны быть выборы, и лозунги о необходимости объединения страны обязательно прозвучат. Но политические расхождения - то лишь удачно использованная разница, в основе которой, - отсутствие единственной исторической памяти современного жителя Украины.

В действительности сама мысль о том, что страна у нас вроде бы не единственная, может быть поддана сомнению. Украинцы живут в одном государстве, покоряются одним законом, у них общие экономические неурядицы и даже цены. Можно говорить, что таких формальных признаков вполне достаточно для того, чтобы считать то или другое сообщество людей нацией. Но в наших условиях всегда очень важными были и другие, субъективные факторы. И вот одного из них, общей исторической памяти, украинцам сегодня очень не хватает.  

В Украине сложились чрезвычайно разные мысли по поводу нескольких примечательных исторических событий. Второй мировой войны, пребывание украинских территорий в составе разных государств прочее. Очень выразительно у нас выделяются три центра, которые сохраняют свои особые типы исторической памяти, - Восточная и Южная Украина с условным  центром в Донецке, Крым и Западная Украина с не менее условной "столицей" во Львове. Все они - продукты разных историй, зато вместе - общая история Украины. И все они имеют своих героев, которые лучше всего отображают мысли о прошлом. Вокруг всех сформировались стереотипы о "бандеровцах", "антиукраинских регионах", "бандитских городах" прочее.

В Южной и Востойной Украине, на Донецке і "донецких",больше всего отразился советский период нашей истории. Именно поэтому главным героем здесь является типично советский "рабочий человек". От Луганска до Запорожья находим изображение рабочих-"надлюдей". Кто-то из них держит в руках целые заводы, а кто-то и землю крутит. А второй герой здесь, что также очевидно, - советский солдат. И, несмотря на то, что на Востоке рабочая профессия давно не является желаемой или престижной, на то, что многие предприятия региона давно закрылись и гордость вовсе не вызывают, память об их прошлом осталась. Отсюда, кстати, и близкие, привычные по советскими временам, отношения с Россией, или  стремление к ним. Это скорее не расположение к прошлому, а способ мыслей, который вобрал в себя много советского. А еще это - история Украины, а не России или какого-то другого государства.

Пам
УНІАН
А вот на западе Украины монументы чаще посвящают героям освободительного движения. В этом тоже разница двух регионов
Совсем другое дело - Крым, где имеено русское сознание очень мощное. Приедьте в Севастополь и пойдите, скажем, к "Панораме", посвященной обороне города во время Крымской войны. Здесь вы практически гарантированно услышите о наших героических солдатах, которые отстаивали город, наш большой флот. Но в действительности "наши" солдаты - это русская армия, и отстаивали они не наш порт, а "город русской славы", и флот - Черноморский, вокруг которого в настоящий момент столько споров. Еще более интересное отношение людей с подобной позицией к крымским татарам. Когда-то вблизи Евпатории пришлось услышать от экскурсовода интересный рассказ. Показывая недавно построенную мечеть, женщина сказала что-то наподобие: "Вы видите мечеть, духовность в Крыму возрождается.  Но возрождается и наша, православная религия".

Когда слышишь такое, перестаешь понимать, что является главной проблемой Крыма - его пророссийскость и пригодность для внешнего манипулирования, столкновения, двух разных памятей об истории. Ведь у татар она на полуострове даже больше по времени чем у россиян, длится по меньшей мере от XV столетия и не менее трагическая, потому что включила в себя их депортацию. Но и пророссийскость большого количества крымчан, и претензии татар, на возвращение их земли - это скорее не ошибки отдельных людей, а тоже их способ вспоминать и оценивать прошлое. От этого вряд ли удастся избавиться, а вот над тем, как объединить с другими взглядами те, которые существуют в Украине, можно было бы и задуматься.

Пікет у Криму
УНІАН
Следствием противоречий разных воспоминаний о прошлом в Крыму сегодня есть не только пророссийские пикеты...
Совсем другое дело - Львов. Неофициальную столицу Западной Украины одни воспринимают, как место наивысшего уровня украинского сознания, другие - как источник "агрессивного национализма" но так называемой "бандеровщины". Львов не менее, чем Донецк, окружен легендами. Например, о том, что там вовсе не воспринимают украинский язык или не любят выходцев из украинского Востока. Основание этих, иногда почти сказочных рассказов - главная роль, которую Львов играл в разнообразных национальных движениях Украины, начиная с середины ХІХ столетия.

Уже в начале ХХ-го именно Львов стал таким себе объединительным центром Украины. Вспомним хотя бы, что о единстве австро-венгерского Запада и украинских территорий, которые находились в составе Российской  империи, одним из первых заговорил львовянин Иван Франко. Естественно, что Львов чтит и освободительные движения, которые возникли в Западной Украине. Даже памятник Степану Бандере в городе поставили. И естественно, что такие действия не всегда воспринимаются теми, для кого героем является советский солдат. И есть еще одна проблема. Некоторые украинские руководители иногда забывают об этом противоречии и очень полезном почете, например, героев УПА, делают чересчур громким. И этим дают основания для новых негативных стереотипов и спекуляций.

Лишь три места (а разнообразных взглядов у нас намного больше) показывают, насколько разные взгляды украинцев на свое прошлое. Может показаться, что объединить эти разные части одного народа вообще невозможно. Но народы очень часто объединяют не широкие массы людей, а элиты.

Вандалізм на татарському цвинтарі
УНІАН
...а еще и акты вандализма на кладбищах. Как на татарских, так и на советских
От нашей политической элиты объединения украинцев на почве общей истории даже не стоит ждать. Ведь она даже не может договориться относительно общего виденья таких событий, как украинский Голодомор. Но нации может объединять и другая элита - интеллигенция. Но она сегодня неинтересна широким массам. Да и что-то объяснить этим массам доступно, далеко не все наши научные работники или культурные деятели в состоянии. А в украинской истории, невзирая на все многообразия ее восприятия, есть вокруг чего объединяться. Хотя бы вокруг государственной независимости, за которую все регионы страны когда-то так единодушно проголосовали. Возможно, этот подзабытый факт таки объединит Восток и Запад вместе с Югом.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мнения 9 октября, 2008, 14:00 172
Добавить в избранное
Всего комментариев: 0
Выбор редакции