Бой с "тенью"

Бой с "тенью"

Попытка изоляции грузопотока в Крым – это в первую очередь сигнал украинским властям. 

Фактически с момента окупации и аннексии со стороны РФ Крым и оказался в блокаде – международной, политической, экономической. Более года назад, 30 июля 2014 года ЕС ввел санкции относительно Крыма, так, санкции направлены против персон, причастных к аннексии, запрет для европейских кампаний на инвестиционные проекты, развитие туристического бизнеса, а список запретных товаров для торговли включает более 250 наименований. Кредиты со стороны ЭС также для Крыма под запретом. Украина на государственном уровне также ввела ряд запретных мер, так, с 31 декабря 2014 года прекращено транспортное железнодорожное сообщение с Крымом, еще ранее приостановлено воздушное сообщение.

Тем не менее, как это не парадоксально, но "торговля" украинских бизнес-структур с Крымом не приостановлена, есть данные, которые демонстрируют значительных товарооборот Украины и аннексированным полуостровом. В значительно степени благодаря парадоксальному закону про СЭЗ в Крыму, приняты в ВР в августе прошлого года. Этот закон имеет ряд коррупционных рисков, организацию контрабандного трафика. К примеру, только с  27 сентября по 31 декабря 2014 года, только официально стоимость товаров перемещенных по схеме "СЭЗ" составляла 431,6 млн долл.

Экономика войны становится кому-то выгодна, фактически вы не платите налоги за черный трафик и поддерживаете оккупационные власти. 

Поэтому, сегодняшняя блокада, инициированная Меджлисом крымских татар, в первую очередь направлена против такой поддержки. Попытка изоляции грузопотока на полуостров – это в первую очередь удар по контрабандным потокам.  

В воскресенье, 20 сентября, в 12:00 на админгранице с Крымом со стороны материковой части Украины началась бессрочная акция по блокированию фур, организованная Меджлисом крымско-татарского народа.

Несмотря на то, активисты блокируют проезд фур с продуктами питания, по сути, блокада эта — не   продовольственная. Людей, которые везут 20 кг помидор себе и своим родственникам, никто останавливать не будет. Эта блокада направлена на борьбу с черной экономикой, которую породила война и оккупация, это удар по этим теневым схем, в существовании которых заинтересованы по обе стороны административной границы.

Когда в Крым отправляется украинская продукция, она фактически проходит в контрабандном режиме.  Дальше она может переправляться в том числе и в Россию – закон про свободную экономическую зону действует в Крыму уже более года, учесть это невозможно.

Те потоки, которые идут сегодня в Крым, они не кормят полуостров. Они кормят авторов этих теневых схем. Хотя и сегодня мы видим, что продуктовая корзина в Крыму дороже, чем на материковой Украине, в той же Херсонской области.

На самом деле Крым уже год как живет в блокаде. Нет нормального официального транспортного сообщения – ни железнодорожного, ни воздушного. Если вы пересекаете границу с Крымом не на машине,  вы пешком проходите 4 км – по жаре или по холоду. Есть проблемы с водой.

Поэтому нынешняя блокада – это скорее попытка актуализировать тему Крыма внутри Украины во властных кабинетах и привлечь внимание лидеров западных стран к этой проблеме, снова внести тему оккупации и будущего полуострова в повестку дня и инициировать переговоры о Крыме с участием крымских татар. Рано или поздно должно случиться. И хотя Россия говорит, что вопрос Крыма решен, мягко говоря, это не так.

Безусловно, те требования, которые выдвигаются инициаторами блокады (соблюдение прав человека в Крыму, освобождение политзаключенных) вряд ли будут удовлетворены уже завтра, но тем не менее, сам факт ее проведения привлечет внимание и к крымской теме, и к проблеме прав человека.

Один из организаторов бессрочной акции по блокированию фур и грузовиков Ленур Ислямов назвал происходящее крымским Майданом. Вряд ли подобная блокада может быть началом протестных акций в Крыму, но это чуть ли не первая попытка со стороны неформальных организаций в подобном формате привлечь внимание к теме Крыма и к его реальным проблемам. И если смотреть на это сквозь призму майданных настроений, сложно что-то предугадать. У Киевского майдана тоже были разные периоды, разные сложности и никто не мог спрогнозировать, что мирное стояние обернется кровавым расстрелом. 

Глава Меджлиса крымских татар, депутат Верховной Рады Украины Рефат Чубаров не исключает, что, если они не будут услышаны, вслед за "продуктовой блокадой" Крыма крымские татары будут добиваться прекращения поставок электроэнергии на полуостров. Видимо, он имеет основания так говорить.

Не исключено, что владельцы фур или авторы схем не попытаются продавить свою позицию и повлиять на правительство, чтобы это всё прекратилось. Но пока мы видим, что, хотя публично никто из украинских властей не озвучил поддержку этому, но противодействия этому тоже нет: украинские пограничники и МЧСники сотрудничают с теми, кто проводит блокаду.

Так или иначе блокада заставит правительство и президента пересмотреть свою политику в отношении Крыма или по крайней мере ее сформулировать. Выступления из серии "Крым наш, его вернут наши внуки" явно не соответствуют тем ожиданиям, которые имеют граждане Украины в Крыму, в том числе крымские татары относительно своей Родины.

Похожие темы:

Следующая публикация