Близорукость на Банковой

Близорукость на Банковой

Евгений Магда

Если команде Януковича удастся переписать Конституцию, Украина быстро войдет в сферу интересов РФ. Но никто не гарантирует улучшения качества жизни украинцев.

Если команде Виктора Януковича удастся переписать Конституцию в контексте усиления президентских полномочий, Украину ожидает быстрое и однозначное вхождение в сферу интересов России и потеря европейского вектора внешней политики. Хуже другое – никто не сможет гарантировать улучшения качества жизни миллионов украинцев.

Украинские президенты любят играть с Конституцией. Леонид Кучма, при котором был принят Основной Закон, удостоившийся заслуженной похвалы европейских юристов, на излете собственной второй президентской каденции взял курс на переписывание конституционных норм. Отдадим должное Леониду Даниловичу: он с поставленной задачей справился, а реформированная Конституция оказалась чем-то вроде минного поля, по которому прогуливаются украинские политики. Виктор Ющенко тоже пытался перекроить Конституцию, но делал это как-то робко и неуверенно. Проблема, как показывает практика, не в полномочиях, а в наличии/отсутствии политической воли.

Виктор Янукович не обещал, что не станет переписывать Конституцию, более того – многократно высказывался за ее оптимизацию. У него для этого есть основания – пятилетняя вакханалия с участием политических оппонентов Партии регионов, оказавшихся неспособными разделить властные полномочия. Под определение "оптимизация" можно загнать все, что угодно – от окончательного распыления президентских полномочий до перехода от унитарного к федеративному государственному устройству.

На Банковой сейчас ждут отмашки от Конституционного суда, рассматривающего депутатское представление о законности процедуры принятия 8 декабря 2004 года пресловутого законопроекта 2222. При этом обстоятельства голосования за положения политической реформы сегодня особенно вспоминать не хотят, будто и не было тогда угрозы полномасштабного гражданского противостояния между "оранжевыми" и "голубыми". "Друзьям – все, врагам – закон, Президенту – все, что пожелает" - таков принцип функционирования государственной машины, освоенный за каких-то полгода пребывания Виктора Януковича у власти.

Если верить просачивающимся в прессу разрозненным сведениям, то юристы Банковой готовятся написать новый вариант Конституции, расширяющий президентские полномочия. Возможно, вкупе с продлением президентской каденции до 7 лет, как во Франции. Параллельно с этим не исключается возможность пролонгации полномочий нынешнего созыва Верховной рады до 2015 года. Власть стремится законсервировать стабильность, превратив Печерские холмы в тихую заводь, где в мутной воде удобно ловить рыбешку собственного интереса.

Не стоит отбрасывать вариант, что данная конфигурация политической реформы придумана в штабе БЮТ на Туровской в качестве страшилки. Кому, как не Юлии Тимошенко, стремившейся в начале 2009-го быть партнером Виктора Януковича в деле проведения конституционной реформы, знать о видении главой государства своей политической перспективы. При этом апеллировать к понятиям демократично/недемократично и ждать европейского публичного возмущения в данном случае не представляется возможным: понятно, что партия власти попытается прикрыться нормами законодательства и Конституции.

Интересно другое: в президентской команде на полном серьезе рассматривают необходимость усиления полномочий главы государства, не учитывая того факта, что попытка переписать Конституцию в украинских реалиях становится катализатором масштабного политического кризиса. Формирование конституционного большинства, от которого открещиваются "регионалы", остается кропотливым процессом. Его воплощению в жизнь будут сопротивляться по мере сил и возможностей спикер Литвин, представители оппозиции, формально лояльные президенту олигархи, которым не нравится зависеть от воли одного человека.

Пока в окружении Януковича не торопятся повторять фразу Виктора Медведчука "Власть сегодня сильна как никогда", оптимизм ограничен предположением Николая Азарова об исчезновении оппозиции в нынешнем виде за два года политической стабильности. Простите, Николай Янович, но оппозиционеры – не тараканы и не грызуны, а закручивание гаек в Украине вряд ли поможет достижению поставленных властью целей.

Наращивание президентских полномочий на постсоветском пространстве означает не только способность главы государства меньше оглядываться на позицию парламента и правительства, но и ряд проблем, о которых стоит задуматься, как говорят, на берегу. Для украинского президента увеличение полномочий и срока каденции означает добровольный отказ от европейской интеграции, которую Виктор Янукович называет внешнеполитическим приоритетом. Не поймут адепты демократии в Старом Свете, как можно расширить президентские полномочия после избрания, не проведя новые выборы главы государства. А на Банковой не рискнут еще раз запускать избирательную кампанию, цель которой будет куда выпуклее, чем в 2010-м.

Да и пролонгация нынешнего созыва парламента – далеко не лучший выход, поскольку в закрытых списках в Верховную раду попали далеко не лучшие представители украинского народа, сессионный зал парламента пропитан вседозволенностью власти и предательством бывших оппозиционеров.

Виктор Федорович многократно давал понять, что он собирается проработать две каденции, рисуя планы развития Украины до 2020 года. Однако расширение президентских полномочий не только делает пост главы государства более привлекательным, но и ставит вопрос о внешней опоре для него. Думается, в России всегда готовы запустить обновленную версию "Голосуй или проиграешь" для новообретенного киевского друга, но после казуса Лукашенко, переставшего быть союзником Кремля номер один, поостерегутся складывать яйца в одну политическую корзину. Кстати, в случае второй каденции Януковича аналитики начнут пристально изучать его сыновей на предмет избираемости, поскольку на постсоветском пространстве, в частности, в Азербайджане, операция "Сын-преемник" была произведена, пусть и не без проблем.

Желание Виктора Януковича усилить свои полномочия в общем понятно: президент и без того не чурается использования губернаторского и премьерского опыта для управления страной. Однако расширение властных возможностей главы государства – это не только усиление вертикали власти. В украинских условиях это фаворитизм и постоянные интриги окружения, неспособность осуществлять реформы по причине соблазна пролонгировать свое пребывание во власти.

Чем шире президентские права, тем меньше у их обладателя стремления осуществлять реформы, за которые нужно будет платить частью популярности. Януковичу вряд ли грозит стать новым Кучмой, перед ним стоит задача интереснее и актуальнее: суметь опровергнуть своих критиков и добиться продвижения вперед для Украины. Реализовать ее можно только в одном случае: если помнить, что власть, как и все в нашей жизни, преходяща.

__________________________

Читайте также:

Политический сезон: старты надежд

Старт политического сезона оказался представительным. В Раде и за ее стенами самые рейтинговые политики строили планы на будущее и пытались мобилизовать сторонников.

Похожие темы:

Следующая публикация