Архимандрит Климентий, обвиняемый за веру

Архимандрит Климентий, обвиняемый за веру

Владимир Вятрович

Доктор права, депутат австрийского парламента Казимир Шептицкий неожиданно бросил перспективную политическую карьеру. В 1911 году он ушел в монахи под именем Климентия.

Отношения Украинской греко-католической церкви и Организации украинских националистов были очень непростыми. Обе структуры считали своей целью защиту украинцев и обеспечение им максимальных возможностей для самореализации. Первая единственным путем для этого видела духовное развитие личности и нации, вторая - активную борьбу и вооруженное восстание.

Очевидно, в мирное время эти пути казались взаимоисключающими, что приводило порой к противостоянию между националистами и деятелями церкви. Зато годы военного лихолетья, жестокая оккупационная политика сначала нацистов, а потом коммунистов сблизила их. Яркой иллюстрацией этого являются полки архива СБУ: здесь рядом с делами репрессированных подпольщиков - дела репрессированных священников. На их страницах - информация о контактах между руководством УГКЦ и Руководством ОУН в годы Второй мировой, о попытках митрополита Андрея Шептицкого уладить конфликт между двумя крыльями националистического движения - мельниковцами и бандеровцами, о посредничестве церкви в переговорах между польским и украинским подпольем в 1942-1944 годах, о материальной и медицинской поддержке подполья церквями и монастырями, о непосредственном участии отдельных священников в рядах УПА и подполья.

Среди священнослужителей, которых советская власть обвинила в сотрудничестве с ОУН, — архимандрит монахов-студитов Климентий Шептицкий, родной брат митрополита Андрея. По этому обвинению он был арестован в 1947 году, несмотря на то, что уже сорок лет не занимался политикой: ведь еще в 1907 году молодой аристократ, доктор права, депутат австрийского парламента Казимир Шептицкий неожиданно для многих бросил перспективную политическую карьеру. В 1911 году он еще более удивил галицкий бомонд, подавшись в монахи под именем Климентия.

Архимандрит Климентий Шептицкий, 1930-е гг
Возвращение советской власти на Западную Украину в 1944 году не внушало никакого оптимизма местному населению. Все слишком хорошо помнили ускоренный курс "советизации" 1939—1941 годов, который вылился в убийства и депортации сотен тысяч жителей этого края, среди них многих священников.

Пытаясь помешать повторению трагедии и выяснить намерения советской власти,  митрополит Андрей решил отправить делегацию представителей УГКЦ непосредственно в Москву. В конце 1944 года, несмотря на смерть митрополита, делегация во главе с его братом Климентием прибыла в советскую столицу. Священники встретились с главой Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме Иваном Полянским, который заверил, что никаких репрессий или притеснений советская власть проводить не будет.

В Москве отец Климентий имел еще одну неожиданную встречу — с представителями НКВД. Офицеры советской спецслужбы (среди них Павел Судоплатов) предложили, чтобы церковь выступила посредником в переговорах советской власти с националистическим подпольем.

Встреча представителей подполья и церкви состоялась в конце 1944 года в храме св. Юрия. Повстанцы отказались от переговоров с советской властью, не веря в ее заверения о прекращении репрессий. Они оказались правы — масштабы террора возрастали с каждым днем, он был направлен не только против подполья, но и против мирного населения. Вскоре мишенью репрессий стала Украинская греко-католическая церковь. 11 апреля 1945 года были арестованы все ее епископы, остальных священников начали склонять к "объединению" с Русской православной церковью.

Климентий, который после этих арестов фактически возглавил церковь, призвал не покоряться давлению власти. Он вернулся в Уновский монастирь, настоятеля которого, Ивана Шестюка, арестовали в сентябре 1945 года. Тем временем наступление советской власти на УГКЦ увенчалось псевдособором в марте 1946-го, который объявил о том, что униатская церковь вливается в Русскую православную. Священники ликвидированной церкви встали перед выбором: либо покориться приказам власти, либо рисковать быть арестованными, пытаясь ей противостоять.

Очевидно, Климентий относился ко второй категории, потому уже 30 мая 1947 года Управление МГБ во Львовской области подписывает постановление о его аресте. Главными обвинениями против священника была антисоветская деятельность и сотрудничество с ОУН.

Обложка архивно-уголовного дела на Климентия Шептицкого из архива СБУ
"Шептицкий Клемент, — писал в постановлении майор МГБ Божко, — был влиятельной личностью в формировании националистического движения и играл важную роль в практической борьбе ОУН-УПА против советской власти". 5 июня в монастыре произведен обыск, в результате которого обнаружена антисоветская литература и плакаты ОУН, на следующий день начались допросы старенького священника (на тот момент ему исполнилось 78 лет!), которые продолжались почти полгода. За это время отца, как особо "опасного преступника", перевезли из внутренней тюрьмы МГБ во Львове в такую же тюрьму в Киеве.

Отец Климентий мужественно держался на допросах и решительно отрицал любые обвинения в сотрудничестве с подпольем, подчеркивая, что он не занимается политикой. Но следователи хорошо подготовились к допросам, имея на руках информацию от ранее допрошенных священников и монахов.

Таким образом, они вынудили отца Клементия признать, что в монастыре прячутся повстанцы (их схрон был обнаружен 17 января 1946 года), что монахи оказывали медицинскую помощь раненым, а один из них, Матковский, ведал монастырской аптекой и систематически предоставлял подпольщика лекарства. Двое других, Тимчина и Киндратович, поддерживали связь с повстанцами, а со временем перешли в подполье. Еще один монах-студит, Роман Хомин еще при немецкой оккупации перешел в УПА, стал капелланом старшинской школы и погиб в бою с советскими войсками.

Сам отец Клементий прятал у себя националиста Василия Кархута, который был врачом и также помогал тяжелораненным повстанцам.

Пытаясь "повесить" на архимандрита как можно больше обвинений, следователи приводили ему показания, выбитые во время допроса у настоятеля Якторовского женского монастыря, которая рассказала о постоянной медицинской помощи монахинь повстанцам, выпечке для них хлеба и устройстве интерната для детей повстанцев на его территории, и, самое главное, что обо всем этом было известно архимандриту.

Отец Клементий не опровергал эти "обвинения", однако называл их не политикой, а своей христианской обязанностью. При этом он не назвал никаких фамилий живых священников или подпольщиков, неизвестных следователям, только под давлением фактов подтверждая полученную ими информацию.

Однако главным обвинением Клементия Шептицкого была не помощь повстанцам, а попытки завязать контакт с Руководством ОУН. Сначала он утверждал, что делал это лишь для выполнения миссии, принятой в Москве — организации переговоров подполья с советской властью.

Однако позже, под давлением приведенных следователями фактов, почерпнутых из протоколов других допрошенных, вынужден был признать. что главной целью его попыток связаться с руководством подполья было воспользоваться возможностями ОУН для передачи в Ватикан информации об уничтожении советским режимом греко-католической церкви. Несмотря на попытки Клементия Шептицкого, этого сделать не удалось, во всяком случае советским спецслужбам так и не стало об этом известно.

В то же время во время нахождения архимандрита в заточении в 1949 году на Запад попало "Обращение Воюющей Украины ко всей украинской эмиграции". Тут, в частности, звучал призыв: "Открой перед всеми народами эту страну, в которой задушена религия, обесчещена церковь, закована свобода совести, растоптана не только христианская, но и общечеловеческая мораль... Расскажи об уничтожении Украинской Автокефальной и Греко-католической Церквей, о замученных и сосланных украинских епископах, священниках и верных. Разъясни чужеземцам, что нынешняя русская православная церковь не имеет ничего общего со свободной церковью и является эмвэдэшной агентурой".

Кроме руководителей украинского подполья, это обращение поддержал также глава подпольной УГКЦ, преемник Клементия Шептицкого отец Николай Хмилёвский. Оба подполья, националистическое и церковное, объединили свои усилия, чтобы донести миру правду о ситуации в Украине.

Тюремное фото Климентия Шептицкого, 1947 г.
Тем временем 15 января 1948 года следователи отчитались о завершении следствия, а через неделю ими было подготовлено обвинительное заключение по статьям 54-1 и 54-2 Уголовного кодекса — измена родине. 28 февраля состоялось заседание особого совещания МГБ, которое присудило отцу Клементию 8 лет заключения в печальноизвестной Владимирской тюрьме.

"Высокий, худощавый, с длинной белой бородой, немного сутулый, лицо и глаза приветливые, спокойные, — описывает Шептицкого в тюрме его сокамерник, член ОУН Иван Кривуцкий. — В разговоре ничем не напоминал монаха, больше светского образованного человека... Он был малоразговорчив, лишнего слова никогда не сказал. Отвечал или рассказывал лаконично и ясно. Ходил только с палкой, даже по камере..."

Старый, больной и немощный священник не отбыл полного срока наказания — 1 мая 1951 года в 21 час тюремные врачи констатировали его смерть. Клементий Шептицкий похоронен среди других заключенных Владимирской тюрьмы где-то на тюремном кладбище — могила его неизвестна.

Через сорок лет после смерти советская власть, замучившая его, за несколько месяцев до собственного конца реабилитировала священника, признав Клементия Шептицкого несправедливо осужденным.

Не забыли о нем и добрые люди — в 1996 году архимандрит Клементий Шептицкий получил звание "Праведник народов мира" за спасение евреев в период Второй мировой, а в 2001 году, во время визита во Львов Папы Римского Иоанна Павла ІІ, был беатифицирован.

_________________________________________________________________________________

Читайте также:

Советская демократия: выборы 1946 года

Для коммунистов было принципиально, чтобы выборы начались в указанный срок. НКВД решило обеспечить "добровольцев", арестовывая первых встречных.

https://tsn.ua/ru/ukrayina/svyaschennikov-greko-katolicheskoy-cerkvi-k-sotrudnichestvu-sklonyayut-siloviki.html

Похожие темы:

Следующая публикация